Финансовая система современной рф. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России. Изменения, внесенные после распада ссср

Финансовая система Российской Федерации, ее основные звенья, их взаимосвязь

«Финансовая система», рассматриваемая как научная категория, трактуется в различных учебных изданиях не всегда однозначно.

Чаще финансовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Научное определение понятия «финансовая система», раскрывающее его сущность, систематизирующее организацию финансовых отношений в стране, нам представляется следующим.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве, и государственных и корпоративных органов управления финансами.

Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных преобразований 1990-х годов, включает следующие сферы и звенья организации финансовых отношений (рис. Б.М.1.2).

Финансы государственные и местные (централизованные финансы);

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).

Звенья государственных и муниципальных финансов:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные);

Бюджеты муниципальных образований (местные);

Государственный кредит;

Страховой фонд государства;

Фондовый рынок.

Звенья финансов хозяйствующих субъектов:

Финансы коммерческих организаций (предприятий);

Финансы некоммерческих организаций (предприятий);

Финансы индивидуальных предпринимателей.

Финансовая система – это не только совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура аппарата управления финансовой системой в Российской Федерации будет рассмотрена нами в блоке 2.

Рассмотрим сферу финансовых отношений «государственные и муниципальные финансы»: понятие, сущность, звенья, проследим их взаимосвязь.

Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления. С одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих финансовые потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Следовательно, формируются государственные и местные финансы с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот и др.) Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназначенные для государственного регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления и для решения других экономических, политических и социальных задач. Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также реальном обеспечении потребностей расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции Российской Федерации.

По экономическому содержанию государственные и местные финансы Российской Федерации неоднородны и включают следующие звенья:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов Федерации;

Бюджеты муниципальных образований;

Государственные внебюджетные целевые фонды;

Государственный кредит;

Страховой фонд государства;

Фондовый рынок.

Рассмотрим каждое звено государственных и местных финансов.

Федеральный бюджет. Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части федерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расход ой части – направления, сферы, в которых расходуются деньги, и их количественные параметры.

Федеральный бюджет – это фонд денежных средств Правительства Российской Федерации.

Государственный бюджет. В современной российской научной и учебной экономической литературе часто понятие «федеральный бюджет» отождествляют с понятием «государственный бюджет», что, по мнению автора, неправомерно. В СССР был единый государственный бюджет, имеющий силу закона, и входящие в него бюджеты были его частью. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику понятие «государственный бюджет» утратило значение единого централизованного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функционируют автономно: бюджеты муниципальных образований своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определенными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней самостоятельны, и проводимая в стране бюджетная реформа направлена, прежде всего, на повышение самостоятельности бюджетов и эффективного (результативного) использования бюджетных средств.

Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета РФ как экономической категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается в форме соответствующего закона (федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, нормативно-правового акта представительного органа власти муниципального образования). Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования в целом по Российской Федерации, не утверждается в форме федерального закона. Его показатели широко используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование в расчете на одного жителя и другие среднедушевые бюджетные расходы). Понятие «консолидированный бюджет» впервые включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета РФ, в который входили все бюджеты бюджетной системы России.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответствующей территории возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта Федерации в социально-экономическом развитии региона, растут его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования – основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВФ)

Эти фонды организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами KIRCTN.

Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К государственным внебюджетным целевым фондам относятся, прежде всего, государственные внебюджетные социальные фонды:

· Пенсионный фонд РФ;

· Фонд социального страхования РФ;

· федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;

· территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Они формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца, на рождение и воспитание детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) довольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объема федерального бюджета.

К государственным внебюджетным фондам относятся также экономические внебюджетные фонды федерального и регионального значения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. К настоящему времени большинство из них законодательно упразднены, оставшиеся консолидированы в соответствующие бюджеты с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов, так называемые целевые бюджетные фонды.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные целевые социальные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Российской Федерации, которую мы подробно рассмотрим в блоке 4, структурная единица 4.3.

Государственный кредит

Государственный кредит – специфическое звено финансовой системы, отражающее кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Таким образом, государственный кредит – это система экономических отношений государства, с одной стороны, юридических,

Дополнительные финансовые ресурсы через государственные заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. В этой роли государство выступает как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может выступать в роли кредитора.

В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может выступать в качестве гаранта.

Российская Федерация использует государственный кредит чаше как займы для финансирования дефицита федерального бюджета (все 90-е годы прошлого столетия наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов Российской Федерации, которые до настоящего времени испытывают дефицит денежных ресурсов.

Таким образом, государственный кредит – это система экономических отношений государства, с одной стороны, юридических, физических лиц, зарубежных экономических субъектов, с другой стороны, по поводу формирования ссудного фонда государства.

Более подробно мы рассмотрим понятие «государственный кредит» выше.

Страховой фонд государства – это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Страховой фонд является составной частью системы резервных фондов. Страховой фонд создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридическими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбережения. За время работы необходимо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать приличный размер пенсии и т.д.

Фондовый рынок

Фондовый рынок – рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением.

Российское законодательство рассматривает как идентичные понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг». Организованный фондовый рынок – это фондовая биржа.

Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал путем продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа выполняет функцию первичного рынка.

Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.

Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных де нежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Что дает государству централизация финансовых ресурсов? Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Централизация финансовых ресурсов дает государству возможность:

Проводить единую финансовую политику;

Обеспечивать развитие производственной и социальной инфраструктур;

Перераспределять средства в интересах регулирования экономики в целях повышения общей ее эффективности;

Добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.

Главным источником государственных доходов является национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие, радикальные экономические реформы и др.) в качестве источника формирования доходов государства выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.

  • A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 4 страница
  • A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 5 страница

  • Фин. система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и органов управления ими.

    Существует 2 сферы ФС РФ:

    Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюд. фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Это бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.

    Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Это финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств.

    Звенья финансовой системы РФ:

    - бюджетная система (ц). Действующая БС РФ – трехуровневая. Это федеральный, бюджет субъектов РФ, местные. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет- статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ. В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды, к ним относятся: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования. Федеральный бюджет и бюджеты социальных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы;

    - государственный и муниципальный кредит (ц ). К основным задачам государственного кредита можно отнести: финансирование бюджетного дефицита; проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности;

    - финансы государственных и муниципальных предприятий (д);

    - финансы коммерческих предприятий (д). Это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности.

    - финансы некоммерческих предприятий (д). Это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансо­вых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и другие;

    - финансы ИП (д) совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность ИП связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск;

    - финансы домашних хозяйств (д). Система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в од­ном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместно­го потребления и накопления, в наименьшей степени регламентирована государством.

    Перспективы развития звеньев

    В сфере финансов коммерческих предприятий: совершенствование законодательства о банкротстве (ускорение реструктуризации неконкурентоспособных предприятий), антимонопольного зак-ва, налогового (снижениее налогового бремени, сокращение числа налогов, снижение ставок взносов на соц. страх-е, снижениее налоговой задолженности предприятий), снижение барьеров для инвестиций в экономику, сокращение административного вмешательства в хоз. деят-ть, повышение эффективности гос. регулирования, необходим отказ от кредитования предприятий и предоставления гарантий за счет средств федерального бюджета – передать это специальным агентствам, страховым компаниям, банкам.

    Финансы бюдж. учр-ий : установление жестких смет расходов, контроль обязательств бюджетных учреждений.

    Бюджет: ликвидация расходных обязательств федерального бюджета, не обеспеченных источниками финансирования, направление средств бюджета на решение приоритетных задач, реформа пенс. системы, ликвидация кред. задолж-ти федер. бюджета, оптимизация перечня бюджетных орг-ций и получателей бюджетных средств, завершение формирования системы поддержки регионов, реструктуризация госдолга, обеспечение открытости всех бюджетов и хода их использования.

    14. Финансовая политика государства: ее содержание, структурные элементы, значение и задачи на современном этапе. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.

    Финансовая политика государства - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

    Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

    1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

    2. Создание адекватного финансового механизма.

    3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

    Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

    1) налоговой политики – принципы построения налоговых систем: горизонтальное и вертикальное равенство, нейтральность налогов, удобство взимания налогов для правительства, минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога, трудность уклонения от уплаты налога;

    2) бюджетной политики - выраженной в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита;

    3) денежно-кредитной политики – часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития;

    4) ценовой политики - сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги;

    5) таможенной политики - симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок и услуг из страны;

    6) социальной политики, связанную с решением задач финансового обеспечения прав граждан РФ, охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную финансовую помощь отдельным социальным группам населения;

    7) инвестиционной политики, связанную с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики;

    8) политики в области международных финансов.

    Задачами финансовой политики является:

    1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

    Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

    Финансовый механизм - это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

    Существует два типа финансовых механизмов:

    1. директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует гос-во: налогообложение, гос.кредит, расходы бюджета, финансовое планирование;

    2. регулирующий – определят основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, в этом устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

    В целом, финансовый механизм предприятия содержит следующие иерархически соподчиненные между собой блоки:

    1) нормативно-правовое регулирование финансов предприятия;

    2) сложившаяся на предприятии внутренняя система регулирования;

    3) методы финансового управления;

    4) финансовые инструменты;

    5) финансовые рычаги и стимулы;

    6) финансовые показатели, нормативы и элементы;

    7) информационная база финансового менеджмента.

    В качестве основных финансовых методов выступают:

    1) финансовое планирование;

    2) финансовый и управленческий учет;

    3) финансовое регулирование;

    4) финансовый анализ и контроль.

    Что же представляет собой финансовая система России?

    Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

    Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

    В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

    Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

    Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

    Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

    Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система -- единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

    Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

    Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами -- заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

    Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

    Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

    2.3 Проблемы развития современной финансовой системы РФ

    С того момента, как появилась финансовая система в России, появились и дискуссии о проблемах по определению ее основополагающих моментов. В совокупности всех проблем выделяется дискуссия о мере социальной ориентации финансовой системы, проблема, связанная с пределами и методами государственного вмешательства в финансовые процессы частных и государственных финансовых институтов, мере их прозрачности, важности и необходимости контроля их деятельности обществом.

    Основными шагами в этой сфере может стать ужесточение контроля над операциями на финансовом рынке, в частности, над формированием задолженности государственных корпораций, над трансграничным движением капиталов, над эмиссией финансовых инструментов.

    Требуется провести целый комплекс мер, которые должны повлиять на сокращение теневого элемента в движении финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики из финансовых институтов, коррупционных издержек и административных барьеров. Осуществление подобных мер должно поспособствовать расширению доступности кредитов и увеличению удельного веса долгосрочного кредитования, к тому же поднятию эффективности использования бюджетных источников финансирования.

    Российский финансовый рынок из-за воздействия глобального экономического кризиса проходит один из самых сложных периодов своего развития. Кризис выявил проблемные моменты функционирования российского рынка ценных бумаг, которые связаны с необходимостью укрепления рыночных институтов, совершенствованием правового регулирования, дальнейшего развития судебной системы. Следует отметить, что руководством страны была своевременно поставлена задача перед регуляторами финансового рынка о необходимости развития инструментов регулирования финансового рынка. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание в Москве Международного финансового центра.

    Развитие рынка ценных бумаг в России получило в последние годы мощнейший импульс с появлением рынка РЕПО, значение которого трудно переоценить. Операции на рынке РЕПО позволяют рефинансировать операции с ценными бумагами, способствуют повышению ликвидности российского рынка акций и облигаций. Надежно функционирующий рынок РЕПО является особенным элементом денежного рынка, с помощью которого Банк России может эффективно осуществлять операции рефинансирования в рамках проведения денежно-кредитной политики.

    Большую роль в регулировании сделок на финансовом рынке играет Центральный банк России. В последнее время были внесены поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» по инициативе Центрального банка.

    Развитие финансового рынка в России, конечная цель которого -- привлечение инвестиций, невозможно без модернизации судебной системы. В настоящее время наблюдаются серьезные трудности в разрешении споров в области финансового рынка. Это объясняется несовершенством законодательной базы, отсутствием необходимых профессиональных знаний у судей и значительной бюрократией при рассмотрении дел.

    Таким образом, решение актуальных проблем регулирования финансового рынка России позволит приблизить его к европейским стандартам.

    Другими проблемами финансовой системы России являются проблемы в бюджетной сфере:

    Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

    Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

    Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

    Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

    Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

    Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий).

    Эти проблемы решаются путем:

    Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

    Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

    Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

    Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

    Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

    Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

    Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

    Анализ и реформирование налоговой системы РФ

    Денежно-кредитная система региона РФ (на примере Калининградской области)

    Развитие экономики России на современном этапе во многом связано с изменением роли регионов в новых хозяйственных условиях...

    Налоговая политика государства

    Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований...

    Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста...

    Налоговая система Российской Федерации

    Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Можно выделить три направления налоговой политики государства: · политика максимизации налогов...

    Налоговая система РФ и перспективы её развития

    Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

    В настоящее время экспертами в области налогообложения выделяются следующие проблемы налоговой системы РФ. Отмечается, что система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной...

    Проблемы и направления развития современной налоговой политики Российской Федерации

    Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях

    Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, ускоренного развития приоритетных отраслей, структурных изменений в производстве...

    Современная налоговая система Российской Федерации, проблемы ее совершенствования

    Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования

    Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов...

    Сравнительный анализ, структура и функции российской и зарубежной кредитной системы

    Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании коммерческих банков, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций)...

    Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

    Эволюция налоговой системы в Российской Федерации

    Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы России. Конечно, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая система...

    Финансовая система, рассматриваемая как научная категория, трактуется в учебных изданиях не всегда однозначно. Чаще финан­совая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Финансовая система состоит из финансовых ин­ститутов (организации, учреждения, осуществляющие и регули­рующие финансовую деятельность) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процес­сов. Научное определение понятия «финансовая система», раскры­вающее его сущность, систематизирующее организацию финансо­вых отношений в стране, следующее:

    финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризуемых особенностя­ми в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, разной ролью в общественном воспроизводстве, и системы го­сударственных и корпоративных финансовых органов.

    Структура финансовой системы. Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных пре­образований 1990-х годов, включает следующие сферы финансовых отношений (см. Приложение 2):

    Финансы государственные и местные (централизованные финансы);

    Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы);

    Финансы домохозяйств.

    Звенья государственных и муниципальных финансов:

    Федеральный бюджет;

    Бюджеты субъектов РФ (региональные);

    Бюджеты муниципальных образований (местные).

    Государственные внебюджетные целевые фонды;

    Государственный кредит;

    Страховой фонд государства;

    Фондовый рынок.

    Звенья финансов хозяйствующих субъектов следующие:

    Финансы коммерческих организаций;

    Финансы некоммерческих организаций;

    Финансы индивидуальных предпринимателей.

    Финансовая система - это не только совокупность сфер и

    звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокуп­ность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппа­рат управления финансовой системой. Структура аппарата управле­ния финансовой системой в Российской Федерации будет рассмот­рена ниже.

    Рассмотрим сферу финансовых отношений «государственные и местные финансы»: понятие, сущность, звенья, проследим их взаи­мосвязь.

    Государственные и местные финансы - это денежные отноше­ния, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридиче­скими и физическими лицами - с другой в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продук­та, прежде всего национального дохода (частично и национального богатства), в связи с формированием, распределением и использо­ванием централизованных денежных фондов, обеспечивающих по­требности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

    Следовательно, государственные и местные финансы формиру­ются с использованием методов распределения и перераспределе­ния национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот, др.).

    Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназна­ченные для государственного регулирования экономики, удовлетво­рения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государ­ственного управления и для решения других экономических, поли­тических и социальных задач. Роль государственных и местных фи­нансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также в реальном обеспечении потребностей рас­ширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных га­рантий гражданам России в рамках Конституции РФ.

    По экономическому содержанию государственные и местные финансы Российской Федерации неоднородны и включают сле­дующие звенья: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных образований; государственные внебюд­жетные целевые фонды; государственный кредит; страховой фонд государства; фондовый рынок.

    Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Фе­дерации играет федеральный бюджет - фонд денежных средств Правительства РФ. С его помощью в распоряжение государства мо­билизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфе­ра, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономи­ки, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосудар­ственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаи­мосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части фе­дерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики; в расходной - на­правления, сферы, в которых расходуются деньги и их количест­венные параметры.

    В современной российской научной и учебной литературе часто понятие «федеральный бюджет» отожествляют с понятием «государ­ственный бюджет», что, по нашему мнению, не правомерно. В СССР был единый государственный бюджет, имеющий силу зако­на, и входящие в него бюджеты были его частью. С переходом Рос­сийской Федерации на рыночную экономику понятие «государст­венный бюджет» утратило свое значение как единого централизо­ванного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функ­ционируют автономно: бюджеты муниципальных образований

    своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определен­ными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней само­стоятельны и проводимая в стране бюджетная реформа направлена прежде всего на повышение самостоятельности бюджетов и эффек­тивности (результативности) использования бюджетных средств.

    Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современ­ных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета как экономиче­ской категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается законом. Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам посту­пления средств и направлениям их использования в целом по Рос­сийской Федерации, не утверждается федеральным законом. Его показатели широко используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различ­ные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, на образование в расчете на одного жителя и другие среднедушевые бюджетные расходы). Понятие «консолидированный бюджет» впер­вые включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации.

    Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это региональ­ный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государст­венной власти субъектов РФ.

    В современной России роль региональных органов государст­венной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на территории региона возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъ­екта РФ в социально-экономическом развитии региона, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

    Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансово­го обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

    Бюджет муниципального образования - основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, город­ского округа, городского и сельского поселения, других муници­пальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть преду­смотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов от­дельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муни­ципальными образованиями.

    Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВЦФ) органи­зационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти. Государствен­ные внебюджетные фонды - это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ.

    В начале 1990-х годов были созданы государственные внебюд­жетные фонды экономические и социальные. К настоящему време­ни статус внебюджетных сохранили только государственные вне­бюджетные социальные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования и территориальные фонды обя­зательного медицинского страхования. Они формируются для фи­нансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, рождения детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) до­вольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объ­ема федерального бюджета.

    Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муни­ципальных образований и государственные внебюджетные социаль­ные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Россий­ской Федерации.

    Государственный кредит является специфическим звеном фи­нансовой системы, отражающим кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возврат­ной основе временно свободных денежных средств различных субъ­ектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также для предоставле­ния государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

    Дополнительные финансовые ресурсы через государственные заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обяза­тельств и других видов государственных ценных бумаг. В этом случае государство функционирует как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из об­ращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обра­щения.

    В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может функ­ционировать как кредитор.

    В силу своей особой социально-правовой значимости государ­ство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может стано­виться гарантом.

    Таким образом, государственный кредит как экономическая ка­тегория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лица­ми, зарубежными субъектами) - с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Госу­дарство как субъект экономических отношений функционирует как заемщик, кредитор и гарант.

    Российская Федерация использует государственный кредит ча­ще как займы для финансирования дефицита федерального бюдже­та (все 1990-е годы наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов РФ, которые до настоящего време­ни испытывают дефицит денежных ресурсов.

    Страховой фонд государства - это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

    Страховой фонд является составной частью системы резервных фондов и создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридиче­скими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяй­ствующие субъекты работают в условиях риска.

    Фондовый рынок - рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением. Российское законодатель­ство рассматривает понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» как идентичные. Организованный фондовый рынок - это фондовая биржа.

    Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал путем продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа выполняет функ­цию первичного рынка.

    Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.

    Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли- продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг. Ос­новная задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повы­шенный риск.

    Централизация финансовых ресурсов. Благодаря разному функ­циональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разносто­роннее влияние на экономические и социальные процессы, проис­ходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

    Централизация финансовых ресурсов дает государству возмож­ность:

    Проводить единую финансовую политику;

    Обеспечивать развитие производственной и социальной ин­фраструктур;

    Перераспределять средства в интересах регулирования эко­номики для повышения ее общей эффективности;

    Добиваться выравнивания степени удовлетворения социаль­ных потребностей граждан в пределах установленных соци­альных стандартов.

    Главным источником государственных доходов является нацио­нальный доход. Но в периоды чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий, радикальных экономических реформ, глобальных и локальных экономических и финансовых кризисов и др.) источником формирования доходов государства служит ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которо­го (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.

    Государственные расходы возникают в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Поскольку на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности изменяются, изменяются струк­тура и объем государственных расходов.

    Финансы хозяйствующих субъектов - это составная часть и ос­нова единой финансовой системы страны. Функционируют финан­сы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

    Финансы коммерческой организации представляют собой денеж­ные отношения коммерческой организации с органами государст­венной власти и органами местного самоуправления, другими ком­мерческими и некоммерческими организациями (контрагентами), связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного вос­производства и выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

    Финансы коммерческих организаций служат основой всей сис­темы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях развитой рыночной экономики сконцентрирована в коммерческих организациях, поэтому от устой­чивости их финансового положения зависит устойчивость и ста­бильность финансовой системы страны в целом.

    Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость коммерческой ор­ганизации, служат собственные средства (капитал и резервы): ус­тавный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов являются также по­ступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.

    Финансы государственного (муниципального) унитарного предпри­ятия - это денежные отношения, возникающие в процессе форми­рования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) уни­тарного предприятия.

    Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются феде­ральные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными орга­нами государственной власти и органами местного самоуправления. Продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от ис­пользования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муни­ципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Источниками формирования имущества унитарного предприятия (наряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов испол­нительной власти по управлению государственным (муниципаль­ным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета.

    Унитарное предприятие по сравнению с акционерными общест­вами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими коммерческими организациями ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оп­лате труда рабочих и служащих.

    Финансы некоммерческой организации - это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и распределение прибыли. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь в той степе­ни, в какой это служит достижению целей, ради которых они соз­даны, и адекватную этим целям полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение - добровольная сдача средств на общественные нужды.

    Индивидуальные предприниматели как хозяйствующие субъекты в России появились недавно, с началом рыночных преобразований в экономике. Под предпринимательской деятельностью Гражданским кодексом РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполне­ния работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Финансы индивиду­альных предпринимателей включены в финансовую систему Рос­сийской Федерации как отдельное звено такой важной сферы орга­низации финансовых отношений, как финансы хозяйствующих субъектов. Индивидуальными предпринимателями могут быть фер­меры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере роз­ничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, бытово­го обслуживания, предоставления других видов услуг (брокерских, аудиторских), частнопрактикующие юристы, врачи, имеющие лич­ную лицензию и т.п. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в их хозяйственный оборот вовлекаются их личные доходы и накопления, а поэтому предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение предпринимательской деятельности, но и на личное потребление. Финансовые ресурсы индивидуальных пред­принимателей формируются в основном за счет личных накопле­ний и предпринимательского дохода, реже - за счет кредитов бан­ка, используются на расширение деятельности, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные цели, как личные (се­мейные) сбережения и на личное потребление.