Теории глобализма. Тенденции и теории глобализации Основные теории глобализации

Мир-системный подход к глобализации. Теории глобального капитализма. Теории сетевого сообщества. Теории пространства, места и глобализации. Теории транснациональности и транснационализма. Модерн, постмодерн и глобализация. Теория глобальной культуры.

II.Вопросы государственного экзамена по направлению «Философия»

Образовательная программа «Философия, политика, экономика»

1. Современное состояние проблемы самообоснования философии.

2. История философии как методологическая проблема.

3. Онтологические модели и научные картины мира

4. Современная эпистемологическая ситуация в философии и науке

5. Проблема человека с современной философии

6. Основные экзистенциалы и категории аналитики человеческого бытия

7. Что зовется мышлением?

8. Философский образ и дисциплинарные модели человека в современных социогуманитарных науках

9. Человек как этическое существо. Значение этической проблематики для социогуманитарных наук

10. Современная теория познания

11. Понятие рациональности. Новые типы научной рациональности.

12. Проблематика философии культуры.

13. Концептуальные проблемы осмысления межкультурной коммуникации.

14. Природа ценностей и аксиологический подход в социо-гуманитарном познании

15. Современная философия языка

16. Социальная философия и современная социальная теория

17. Основные версии понимания социального в современной философии

18. Современная философия истории.

19. Философское учение о методе и методологическая миссия современной философии

20. Феноменологический подход в социогуманитарном познании

21. Герменевтика как методология гуманитарного познания

22. Герменевтика как теория и методология интерпретации

23. Философская компаративистика и кросс-культурный подход

24. Методологические основания социальной (культурной) антропологии.

25. Социология: единство количественной и качественной методологий

26. Культурология и проблема целостного знания культуры

27. Лингвистическое измерение объектов социально-гуманитарного познания

28. Становление экономики как науки. Основные темы современной экономической науки.

29. Философские и методологические основания классической политэкономии.

30. Философско-методологические основания политэкономии К.Маркса

31. Спор о методе в неоклассическом направлении экономической науки

32. Кембриджская школа и философия здравого смысла Дж.Кейнса

33. Феномен «экономического империализма» в мейнстриме экономической науки ХХ века.



34. Современное состояние методологии экономической науки

35. Экономические основы управления

36. Макроэкономические аспекты управленческой экономики

37. Становление науки управления и маркетинга.

38. Политическая наука и политическая философия

39. Основные типы политической философии

40. Методологические подходы к предмету политической философии

41. Онтология политической власти

42. Концепт политического насилия

43. Концепт идентичности

44. Теория природы человека в политической философии

45. Политический хронотоп

46. Дискурс политики памяти и исторической политики

47. Предмет и основные направления политической дискурсологии

48. Классические и современные идеологические концепции

49. Современный национализм

50. Либеральные течения в современной политической философии

51. Консервативная политическая мысль

52. Политическая философия радикализма

53. Политическая философия коммунитаризма, мультикультурализма и феминизма

54. Современные теории глобализации

Основная:

1. Барановский, В.Г., Богатуров А.Д. Современные глобальные проблемы / В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. - М.: Аспект-пресс, 2010. – 350 с.

2. Барковский, П.В. Феномены понимания. Контуры современной герменевтической философии / П.В. Барковский. – Мн.: Экономпресс, 2008. – 175 с.

3. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод / М. Коэн, Э. Нагель. – Челябинск: Социум, 2010. – 654 с.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущие: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: ИНЭС, 2008. – 576 с.

5. Малявин, В.В. Конфуций / В.В. Малявин. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 336 с.

6. Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика: концептуальный учебный курс / под ред. С.Е. Ячина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011. - 263 с.

7. Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Л.А. Микешина. - М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с.



8. Степанянц, М.Т. Восточные философии: учебник для вузов / М.Т. Степанянц. – М.: Академический проект, 2011. – 549 с.

9. Ячин С.Е., Конончук Д.В., Поповкин, А.В. Буланенко М.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: монография / С.Е. Ячин [и др.] – Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 324 с.

10. Ячин, С.Е. Состояние метакультуры / С.Е. Ячин. – Владивосток: Дальнаука, 2010. - 268 с.

11. Ячин С.Е., Поповкин А.В., Буланенко М.Е. Метакультурное сообщество: встреча на границах культурных сред // Научный и общественно-политический журнал. – 2010. - №6 (30). - С. 232-242.

Дополнительная:

1. Азроянц Э. Гобализация: катастрофа или путь к развитию? / Э Азроянц. - М.: Новый век, 2002. – 416 с.

2. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпрета­ция культуры. Культурология ХХ в. - СПб: Университетская кни­га, 1997. - 728 с.

3. Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. – 126 с.

4. Бадью, Ален, Манифест философии / сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2003.-184 с.

5. Блинов А. и др. Аналитическая философия: учебное пособие / под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. - М.: РУДН, 2004. - 740 с.

6. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX вв. / Л.Н. Борох. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 287 с.

7. Бочинин В.А. Национальная идея для России / В.А. Бочинин. - СПб: Алитея. – 2005.

8. Валерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валерстайн. - СПб.: Университетская книга,2001. – 416 с.

9. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 2000. – 797 с.

10. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

11. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. О.В. Барсукова, А.А. Борзунов. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

12. Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / М. Гране. – М.: Республика, Алгоритм, 2008. – 528 с.

13. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). – М.: «Восточная литература» РАН, 1992.

12. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – 4-е изд., М.: Академия, 2007. – 336 с.

14. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.

15. Гудмен Н. Способы создания миров / Н. Гудмен. - М.: Идея-пресс, Праксис, 2001. – 376 с.

16. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология//Вопросы философии. - 2002, №7.

17. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. - т.1. / М.Л. Титаренко [и др.] – М.: «Восточная литература» РАН, 2006. – 368 с.

18. Дэвидсон, Д. Истина и интерпретация / Д. Дэвидсон. - М. : Праксис», 2003.

19. Колесников, А. С. Философская компаративистика: Восток – Запад: учебное пособие / А.С. Колесников. - СПб.: СПбГУ, 2004. – 390 с.

20. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: МИСК, 2005. – 768 с.

21. Лавджой, А. Великая цепь бытия: История идеи / пер. с англ. В. Софронова-Антомони. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 376 с.

22. Лебедев М.В., Черняк А.З. Онтологические проблемы референции / М.В. Лебедев, А.З. Черняк. - М.: Праксис, 2001. – 164 с.

23. Лукин В.М. Очерк теории цивилизации: учебное пособие / В.М. Лукин. – СПб.: СПбГУ,2006. – 184 с.

24. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М.: ОГИ, 2005. – 184 с.

25. Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика. Владивосток: ДВГТУ, 2001. – 352 с.

26. Патнэм Х. Разум, истина, история / Х. Патнэм. – М.: «Праксис», 2002. – 296 с.

27. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / Ин-т философии. - М.: Восточная лит., 2004. – 319 с.

28. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Е.А. Торчинов. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 480 с.

29. Уайт Л. Символ: начало и основа человеческого поведения / Л. Уайт – М.: РОССПЭН, 2004.

30. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / Л. Уайт. - М.: РОССПЕН, 2004. – 960 с.

31. Уотс А. Дао – путь воды / А. Уотс. – Киев: София, 1996. – 288 с.

32. Философия социальных и гуманитарных наук: учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф.С.А. Лебедева. - М.: Академический проект, 2006. – 416 с.

33. Фэн Ю-лань Краткая история китайской философии / Фэн Ю-лань. – СПб.: Евразия, 1998. – 376 с.

34. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2003. – 416 с.

35. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон + », РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.

36. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. – 328 с.

37. Язык, истина, существование: хрестоматия в 2-х частях / сост. В.А.Суровцев. – Томск: изд-во ТГУ, 2002.

13. Ячин С.Е. Слово и феномен / С.Е. Ячин. - М.: Смысл, 2006. – 138 с.

38. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена / С.Е. Ячин. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - 279 с.

39. Lycan W.G. Philosophy of Language. A Contemporary Introduction. 2 nd ed. N.Y. and London, Routledge, Taylor & Francis Group, 2008. – 221 p.

IV.Методическое обеспечение дисциплин, включенных в программу государственного экзамена

1. Учебная, научная и методическая литература, имеющаяся в НБ ДВФУ

Дисциплина
Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с
Ячин С.Е. Состояние метакультуры. Вл-к: Дальнаука, 2010
Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия. М.: ИНФРА-М, 2014
Методы исследования в социогуманитарных науках Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика: концептуальный учебный курс/ Под ред. С.Е. Ячина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011, 263 с.
Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск: Социум, 2010.
Микешина, Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. Изд.2-е, дополн. - М., 2009.
Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С. Е. Ячин и [др]. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерал. ун-та, 2011. – 324 c.
Философия экономики Шумпетер Й. Марксистская доктрина // Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
Долгин А. Манифест новой экономики. М.,2010.
Философия политики Алексеева Т.А., Кравченко И.И. Политическая философия: к формированию концепции // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 3- 23.
Что такое политическая философия: размышления и соображения. Цикл лекций / Александр Пятигорский. - М.: Издательство «Европа», 2007, - 152 с.

2. Периодические издания, имеющиеся в фондах НБ ДВФУ

"Вопросы философии"

"Человек"

"Философские науки"

"Вестник РФО"

Электронные ресурсы

№ п/п Наименование дисциплины Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме
1. Современные проблемы философии http://elibrary.ru/item.asp?id=15564545 Корытин П.В. Проблема природы ценностей в современной западной философии, 2010, № 6
http://elibrary.ru/item.asp?id=14308409 Орлов В.В. Проблема сложности в современной зарубежной философии, 2010, № 1
Современные методы в социогуманитарных науках http://znanium.com/bookread.php?book=403679 Батурин, В. К. Теория и методология [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Батурин. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 305 с
http://znanium.com/bookread.php?book=398145 Аудит: расширяем границы науки (теория и методология): Монография / И.В. Федоренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 100 с.
http://www.ecsocman.edu.ru/data/936/889/1216/005Ikonnikova.pdf Иконникова Н. К. Социология культуры. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Философия политики http://www.politnauka.org/ Политическая наука. Новые направления. Под ред. Р. Гудина и Х. Клингеманна. Москва: Вече. 1999.
http://www.twirpx.com/file/709485/
Панарин А.В. Философия политики. М., 1996.
Философия экономики http://znanium.com/catalog.php?item=tbknov&code=8# Философско-методологический анализ экономических теорий. Составитель – У.Мяки. М.:ГУ-ВШЭ, 2000.
http://www.intelros.ru/pdf/Reyting/NovEkonomika.pdf
Долгин А. Манифест новой экономики. М., 2010

Теория глобализации



Введение

Общая характеристика процесса глобализации, его основные причины

Теоретические подходы к проблеме глобализации

Противоречивость процесса глобализации

Заключение

Литература


Введение


Ускоренное развитие коммуникаций в 90-е годы создало широкий круг принципиально новых возможностей для получения информации и влияния с ее помощью, мобильности и повышения качества «человеческого потенциала». Тем самым оно предоставило гражданам развитых и, в меньшей степени, успешно развивающихся стран качественно новые «степени свободы». В сочетании с исчезновением удушающего страха перед уничтожением в глобальной ядерной катастрофе и демократизацией бывших социалистических стран это создало принципиально новую общественную атмосферу, основой которой, как и общественных атмосфер всех великих революций, стало кардинальное усиление независимости личности.

Первый кризис глобальной экономики (1997-1999 годы) не просто убедительно и непосредственно доказал человечеству качественно возросшую по сравнению даже с первой половиной 90-х годов (не говоря уже о периоде биполярного мирового устройства) взаимосвязанность и взаимозависимость различных стран и регионов Земли. Его главным значением, как представляется, стало осознание неоднозначности влияния коммуникативного бума первой половины 90-х годов на общественные отношения - как на уровне международных отношений, так и внутри отдельных обществ.

До него общественное сознание человечества (то есть прежде всего развитых стран) было очаровано процессом расширения коммуникаций и воспринимало его с некритическим энтузиазмом, доходящим до восприятия его как абсолютного блага и ожидания от него автоматического устранения всех основных экономических и социальных проблем, - примерно так же, как до Первой Мировой войны оно относилось к техническому прогрессу.

Подобно тому, как катаклизмы ХХ века показали, что в среднесрочном плане технический прогресс отнюдь не обязательно ведет к общественному прогрессу, первый кризис глобальной экономики убедил человечество в том, что кардинальное облегчение и повышение интенсивности коммуникаций способны не только улучшать, но и качественно осложнять социально-экономическую ситуацию как в отдельных странах, так и в мире в целом.

Так как человечество склонно давать новое имя каждому новому явлению (вместо более логичного и экономного наполнения новым смыслом старых понятий), эти грандиозные и во многом драматические перемены не могли не отразиться на терминологии.

«Коммуникационный бум», сблизивший человечество и превративший его (в пределах развитых обществ и элит успешных развивающихся стран) в единое целое, породил понятие «глобализация». Кризис же 1997-1999 годов, поставив его в центр весьма нетривиальных дискуссий о перспективах всей цивилизации и отдельных стран, сделал его едва ли не наиболее популярным термином.

К сожалению, он не избежал печальной судьбы большинства других модных слов: почти каждый использующий их вкладывает в них свой собственный, особый и только ему ведомый смысл, как правило, мало задумываясь о том, что слово должно иметь и общеупотребительное значение.

В результате дискуссии о глобализации в целом ряде случаев приобретают прискорбный характер не менее «бессмысленного и беспощадного», чем русский бунт, традиционного русского интеллигентского спора. Его участники, используя одни и те же термины, наполняют их каждый своим собственным содержанием и говорят не об общем предмете обсуждения, но каждый о своем. При этом логика, мотивация и мысли собеседника интересуют их не сами по себе, но лишь как аргументы для подкрепления своей собственной позиции и очернения оппонентов. (Стоит отметить, что этими же пороками, часто даже в еще больших масштабах, страдают и международные дискуссии, особенно когда они затрагивают вопросы политики, идеологии или конкретные интересы даже безупречно цивилизованных и демократичных участников).

Другой особенностью споров подобного рода является их обманчивая конструктивность. После того, как участники с удовольствием «спустили пар», с жаром поговорив каждый о своем, в конце дискуссии они очень легко приходят к тому, что на самом деле должно было быть сделано задолго до начала не то что обсуждения, но даже размышления, - к взаимному согласованию терминов. Убедившись в том, что под одними и теми же словами они понимали совершенно разные понятия (и что, следовательно, оппоненты отнюдь не являются такими злонамеренными идиотами, какими казались на всем протяжении дискуссии), ее участники с облегчением фиксируют это различие. Затем они расходятся с чувством выполненного перед историей и наукой долга, глубоко удовлетворенные достижением высшей, но, увы, совершенно не приспособленной для достижения каких-либо реальных целей, российской национальной ценности - «примирения и согласия». При этом в большинстве случаев они даже и не вспоминают о подлинной цели затеянной ими дискуссии - поиске истины,,.

Эта классическая картина в полной мере проявляется и при обсуждении процессов глобализации (особенно с учетом утраты колоссального объема знаний, накопленных нашим обществом, и падением общего уровня реального образования и культуры).


1. Общая характеристика процесса глобализации, его основные причины


Наиболее часто понятие «глобализация» используется в современной литературе, да и в обыденной жизни, для придания наукообразности простому и незатейливому, хотя и никогда не теряющему актуальности понятию «наше время». Для распознания подобных подходов, маскируемых зачастую весьма изощренно, выработан незатейливый, но достаточно эффективный тест. Он сводится к предложению авторам соответствующих материалов или организаторам научных конференций одной из перечня заведомо нелепых, но наукообразных тем. Автору, например, приходилось четырежды за два с половиной года отказываться от участия в научных мероприятиях, организаторы которых принимали, причем порой с энтузиазмом, его предложение выступить на тему «Влияние процессов глобализации на динамику гравитационной постоянной». Вторым по распространенности подходом к определению глобализации представляется простое отождествление ее с конкретными наборами технических атрибутов (обычно Интернетом и, как правило, глобальным телевидением) и анекдотов. Для данного подхода классическим является, например, такое определение глобализации: «это когда английская принцесса со своим арабским любовником на немецкой машине с датским мотором и испанским водителем, опившимся шотландского виски, гибнет в Париже, спасаясь от итальянских папарацци». При всей несерьезности своей формы это определение, концентрируя внимание на вавилонском смешении географических и национальных признаков, вплотную подводит нас к сути глобализации - к интеграции.

Вместе с тем простое отождествление этих понятий представляется неправомерным. Глобализация представляет собой совершенно особый, современный и, по всей вероятности, высший этап интеграции.

Несмотря на моду, понятие «глобализация» имеет свой собственный, определенный и даже наиболее распространенный в настоящее время (хотя и слишком часто воспринимаемый и понимаемый «по умолчанию») смысл.

Глобализация - это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.

Наиболее наглядным выражением сути этого явления служит общедоступная возможность мгновенного и практически бесплатного перевода любой суммы денег из любой одной точки мира в любую другую, а также столь же мгновенного и практически бесплатного получения любой информации по любому поводу.

Следует сразу же предупредить, что, несмотря на значительные темпы развития и всемирные масштабы, несмотря на глубину и наглядность преобразований, глобализация все еще находится на начальном этапе своего развития. Она не только не принесла еще все свои плоды - эти плоды, как правило, еще только начинают вызревать и содержатся в сегодняшних процессах «в зародыше».

Поэтому многие черты глобализации (например, «закрывающие технологии», обеспечивающие качественный рост эффективности и разрушающие традиционные производства) существуют пока что не только не как доминанта, но лишь, как только проявляющаяся тенденция, а то и вовсе как настоятельная потребность общественного развития. Данная работа, стараясь избежать соскальзывания в область фантазии, ограничивается лишь теми действительными проявлениями глобализации, которые успели приобрести значимый характер уже в настоящее время.

При знакомстве с ними, как уже было отмечено выше, наибольшее впечатление производят такие яркие явления, как глобальное телевидение, «финансовое цунами» спекулятивных капиталов, сметающее и воздвигающее национальные экономики, первый кризис глобальной экономики 1997-99 годов, разгул международного терроризма, грозящего стать эффективным политическим и даже экономическим инструментом, и, наконец, вершина всего - Интернет, виртуальная реальность, интерактивность. Однако внешние атрибуты и инструменты глобализации не должны заслонять главного - влияния новых, на современном этапе развития информационных технологий на общество и, шире, на человечество в целом.

Согласно общему правилу, новая технология открывает новый этап в развитии человечества тогда и только тогда, когда ей оказывается по силам качественно изменить общественные отношения. Именно этим паровая машина отличается от посудомоечной, конвейер - от трубопровода, а персональный компьютер - от мобильного телефона: их распространение заставило огромные массы людей взаимодействовать друг с другом новыми, качественно отличающимися от предшествующих способами.

Таким образом, глобализация может быть признана новым этапом в развитии человечества, а не новым наименованием интеграции и, соответственно, рядовым проявлением мании величия нашего поколения, только если будет установлено, что ее технологические атрибуты качественно изменили доминирующие общественные отношения.

Представляется, что такое изменение произошло.

Основные технологические атрибуты глобализации - компьютер и порожденные им новые информационные технологии. Именно эти технологии объединили развитую часть мира в единую коммуникативную систему, создав единое финансово-информационное пространство, являющееся критерием глобализации.

Однако сегодня ясно: этот критерий носит лишь внешний, формальный, количественный характер. Влияние информационных технологий на общественные отношения проявились через формирование единого финансово-информационного пространства лишь наиболее наглядным, но отнюдь не наиболее значимым образом.

Главное в глобализации - не фейерверк поражающих воображение (и, соответственно, карман расслабившихся зрителей) открытий и технологий, но изменениесамогопредметачеловеческого труда. Современные информационные технологии сделали наиболее прибыльным, наиболее коммерчески эффективным бизнесом не преобразование окружающей среды, мертвых вещей, которое оставалось единственным образом действия человечества с момента его появления (и благодаря которому оно, собственно говоря, и сформировалось как человечество), но преобразование живого человеческого сознания - как индивидуального, так и коллективного.

Строго говоря, преобразование сознания - не новость. Пропаганда применяется едва ли не всеми государствами мира, и не только тоталитарными, на протяжении всего существования человечества. Она является необходимым и неотъемлемым инструментом самого процесса управления (в том числе и негосударственного).

Однако в силу огромных затрат, а также длительной и неоднозначной окупаемости пропаганда, как и инфраструктурные инвестиции (в данном случае речь, правда, идет о социально-психологической, образующей «дух нации», а не транспортной или иной материальной инфраструктуре общества), до последнего времени носила строго некоммерческий характер.

Современные информационные технологии кардинально изменили ситуацию. Совместив навыки рекламы, достижения психологии, лингвистики и математики с качественно новыми коммуникативными возможностями и общим усилением воздействия на органы чувств человека, они не только качественно повысили эффективность пропагандистских технологий, превратив их в технологии формирования сознания, но и удешевили и упростили их до такой степени, что они стали практически общедоступными.

В результате, если первичным формированием нашего сознания по-прежнему занимаются «семья и школа» (то есть семья и общество), то его изменение оказывается делом не национального и даже не некоего зловещего «мирового» правительства, но практически каждого фабриканта собачьих консервов.

Ведь предприниматель, так и не взявшийся за формирование сознания своих потребителей в последние 10-12 лет, сегодня, скорее всего, уже лишился их. Как правило, он давно уже вытеснен из бизнеса, в котором на всех уровнях просто нечего делать без интенсивного применения эффективных и дешевых технологий формирования сознания. Традиционный маркетинг, приспосабливающий товар к предпочтениям потребителя, исключительно эффективно дополняется этими новыми технологиями, приспосабливающими потребителей к уже имеющемуся товару.

Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес отнюдь не является частным вопросом коммерции. Ведь в современном рыночном мире сделать тот или иной вид общедоступной деятельности наиболее коммерчески эффективным значит в кратчайшие сроки сделать его наиболее распространенным.

Стремительное распространение современных информационных технологий изменило сам характер человеческого развития и обеспечило революционную переориентацию усилий человечества: оно впервые за всю свою историю начало экологично концентрироваться на изменении уже не окружающей среды, но самого себя.

Наиболее глубокой причиной этой революционной переориентации, скорее всего, стало приближение растущей антропогенной нагрузки на биосферу к некоему критическому уровню, вызвавшее стихийную корректировку характера развития человечества - на уровне не его самого, но всего планетарного организма Земли.

Технологии, при помощи которых человечество изменяет себя, по аналогии с традиционными высокими технологиями, направленными на изменение окружающей среды, - high-tech - получили название high-hume . Первоначально они использовались только для обозначения технологий формирования сознания, но перспективы генной инженерии и биотехнологий в целом позволяют трактовать эту категорию расширительно, включая в нее все технологии непосредственного изменения человека, в том числе и традиционные - такие, как, например, образование, медицина, физические тренировки и обычные социальные технологии,,.

Подводя предварительный итог, непосредственным предметом изучения глобализации как таковой, как самостоятельного явления служит влияние породивших и поддерживающих ее технологий, на современном этапе преимущественно информационных, на общественные отношения, понимаемые как отношения внутри общества, так и между различными человеческими обществами.


2. Теоретические подходы к проблеме глобализации


В зависимости от того, что ставиться во главу угла при объяснении процесса глобализации можно выделить различные подходы к изучению данного феномена.

Рассмотрим наиболее известные из них.

Так, Архуна Аппадураи представил процесс глобализации в виде пяти «мировых культурных потоков» или «пространств» - СМИ, этнофактора, технофактора, финансового фактора, идеологического фактора. Важно отметить, что каждый из них имеет результатом ослабление связей гражданина со своим государством.

Медиапространство - резкое возрастание возможностей человечества в плане сбора, обработки, хранения и передачи информации; усиление воздействия информационных технологий на все сферы человеческой деятельности; распространение потоков и «ландшафтов» электронных образов, являющихся строительными блоками стереотипов поведения, потребления и развлечения; формирование «общности транснациональных представлений и чувств» (world culture) на основе совершенствования компьютерной техники, развития электронных СМИ, информационных технологий, включая Интернет-технологии.

Этнопространство - повышение мобильности этнофактора и выплеск миграционных потоков на глобальный уровень; это туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие и другие подвижные люди или группы людей. За период с 1950 по 1998 год Западная Европа приняла более 20 млн. иммигрантов, а США, Канада и страны Латинской Америки - 34 млн.

Технопространство - интенсивное перемещение передовых и устаревших, информационных и механических технологий через государственные границы.

Финансовое пространство - усиление экономических обменов (деятельность ТНК, разбухание инвестиций, проводка громадных денежных сумм через валютные рынки, заключение транснациональных спекулятивных сделок, осуществление прав собственности за пределами «своего» государства; опережение финансовой экономикой реальной экономики: масса прямых зарубежных инвестиций растет в три раза быстрее, чем мировая торговля, объем сделок на валютных и финансовых рынках примерно в пятьдесят раз превышает объем международной торговли и т.д.

Идеологическое пространство - создание идеологий и контр идеологий, рождающихся из встречи западных ценностей эпохи Просвещения и «периферийных» культур, возрождение чувства этнической идентичности, религиозного фундаментализма, рост национализма, усиление роли «панидеологических» потоков, столкновения на почве религий, идеологий, языка, культур, ценностей; распространение в мировом масштабе западных (прежде всего - американских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга; формирование идеологии «глобализма», стремящейся обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие общественного мнения и активное участие самых широких социальных и политических сил в формировании нового мирового порядка под руководством Запада и при лидирующей роли США. Как отмечает Алексей Богатуров, «глобализация - это не только то, что существует на самом деле, но и то, что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его перспективах».

Говоря о глобальном взаимодействии в широком смысле, Джозеф Най и Роберт Кохэн отмечают его проявления в движении информации, денег, предметов, людей и других материальных и нематериальных объектов через государственные границы.

При этом они выделяют четыре основных типа глобального взаимодействия:

) сообщения, движения информации, включая передачу верований, идей и доктрин;

) транспорт, передвижение материальных объектов, включая вооружение, частную собственность и товары;

) финансы, передвижение денег и кредитов;

) путешествия, передвижение людей

Также оправдано выделение криминального типа глобального взаимодействия (криминального пространства), проявляющегося в интенсификации нелегальных транснациональных потоков, интернациональном характере организованной преступности (международный терроризм, всякого рода незаконная торговля, незаконная миграция, контрабанда наркотиков и оружия, радиоактивных и токсичных отходов и т.д.).

Выше говорилось о растущей проницаемости межгосударственных границ вследствие принципиально иного информационного и технологического уровня развития мира. Хотя вопрос о «прозрачности» границ остается дискуссионным, Питер Катценштейн, Роберт Кохэн, Стивен Краснер полагают, что суть глобализации являет собой процесс повышения уровней трансграничных передвижений или нарастающей транспарентности границ<#"justify">3. Противоречивость процесса глобализации

глобализация регионализация конвергенция

В последнее время все большее число исследователей подчеркивает, что глобализация - это сложный процесс, представляющий собой тождество и различие универсализма и тенденций, проявлений противоположной направленности. К их числу относятся:

«регионализм» - усиление внутригосударственных регионов;

«регионализация» - возникновение разделительных линий между региональными группировками государств, укрепляющих свои позиции в контексте глобализации; обособление прибыльных и неприбыльных зон, не совпадающих с географическими границами национальных государств; в результате все больше властных функций и полномочий от их правительств передается властям транс- и субнациональных регионов, которые становятся строительным материалом новой политической карты мира в интересах глобальных корпораций.

«автономизация» - возрождение национальных, этнических, местнических центров притяжения внутри стран, регионов, цивилизаций;

«традиционализм» - отрицание абстрактной концепции современности; возрождение обскурантизма и национализма ; прославление архаики и забытых культурных фетишей;

«партикуляризм» - вытеснение интересов гражданского общества частными интересами граждан, реализуемых в искусственно стимулируемых потребительских моделях поведения; подмена гражданской позиции потребительскими формами самоидентификации (Б. Барбер);

- «локализация» - консолидация этнических и цивилизационных образований, проводящих политику «культурной изоляции»; стремление к самосохранению различных культурных ареалов с их «партикуляристскими» системами ценностей (трайбализм, фундаментализм, национализм, фашизм, социализм, коммунизм, коммунитаризм, феминизм, экологизм и т.д.); культурный плюрализм, постоянно нарушаемый притязаниями на исключительность отдельных форм социальной идентификации и т.д.<#"justify">Заключение


Таким образом, в заключении хотелось бы отметить следующее.

Как свидетельствуют объективные факты, современный мир переступил порог новой стадии своего развития. Для ее обозначения стали употреблять понятие глобализации, хотя почти сразу же большинству употреблявших его ученых стал ясен весьма условный характер соотнесения этого термина с тем, что в действительности происходило и продолжает происходить на Земле.

Проблема глобализации попала в фокус внимания многих исследователей. Приводились различные обоснования возникновения и развития данного процесса.

Однако современные обществоведы, и в целом обществоведение оказались не готовыми к необходимому уровню осмысления происходивших и продолжающих иметь место перемен планетарного и всечеловеческого масштабов. Ученые и сама наука оказались практически без каких-либо серьезных заделов и наработок, которые позволили бы более или менее свободно ориентироваться в тенденциях и приоритетах катастрофически быстро меняющегося мира.

И все же, независимо от точки зрения на конфигурацию современного мира, большинство исследователей подчеркивают, что в конце ХХ века мир начинает переживать некий критический период, который определяется как бифуркация, переходный возраст, эпоха перелома, неопределенности. Г. Киссинджер писал в этой связи, что мир и его составные части никогда ранее не изменялись так быстро, глобально и глубоко.

Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой:

) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего - политической, экономической и культурной;

) формирование глобальной структуры политических, экономических и культурных отношений, связывающих отдельные общества в единую систему.

Проявления глобализации: в политической сфере:

) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп («Большая семерка»), континентальных или региональных объединений (Европейское сообщество), всемирных международных организаций (ООН);

) возникновение контуров будущего всемирного правительства (Европейский парламент, Интерпол);

) растущая политическая однородность мирового сообщества (демократизация общественно-политической жизни).

В экономической сфере:

) усиление значения наднациональной координации и интеграции (ЕС, ОПЕК), региональных и мировых экономических соглашений;

) глобальное разделение труда;

) возрастание роли многонациональных и транснациональных корпораций (ТНК) («Нисан», «Тойота», «Пепси-Кола»);

) становление универсального, единого экономического механизма, охватывающего весь мир;

) молниеносность, с какой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах.

В сфере культуры:

) превращение планеты в «мировую деревню» (М. Маклуэн), когда миллионы людей благодаря средствам массовой информации практически мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земного шара;

) приобщение людей, живущих в разных странах и на разных континентах, к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рокконцерты);

) унификация вкусов, восприятий, предпочтений (кока-кола, джинсы, «мыльные оперы»);

) непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за границей, миграции);

) появление языка международного общения - английского;

) повсеместное распространение унифицированных компьютерных технологий, интернет;

) «размывание» местных культурных традиций, их замена массовой потребительской культурой западного типа.


Литература


1.Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М., 2004.

2.Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. М., 2001.

3.В. Иноземцев «Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис». «Проблемы теории и практики управления», №3, 1999.

4.Г. Киссинджер «Нужна ли Америке внешняя политика?» М., «Ладомир», 2002.

5.Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Отв. ред. А.И. Неклесса. М., 2002.

6.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.

Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.

Най Дж.С., Кохэн Р.О. Транснациональные отношения и мировая политика // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. М., 2002.

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002.

Шенаев В.Н. Глобализация - объективный мировой процесс // Многоликая Европа: пути развития. М., 2002.

11.Шумилов М.М. Концептуальные основы глобализации// CREDO NEWтеоретический журнал, №1, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В самом общем понимании, глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ, структурирования «мира-как-целого», как «глобального места взаимодействия».

Теория глобализации выдвигает на первый план задачу изучения структуры мира-как-целого, которая обуславливает процессы социального развития в каждом локальном сообществе.

В рамках доминирующей традиции утверждается, что глобализацию необходимо рассматривать, как процесс становления глобальности. Глобальность – это ситуация существования единых, универсальных для всей системы международных отношений, для всех локальных сообществ формальных и неформальных институтов взаимодействия. С этой точки зрения глобализацию определяют, как процесс и результат распространения этих институтов.

Критика глобализации в этой традиции опирается на идею о том, что этот процесс по определению не должен быть односторонним. Что цель этого процесса – создание режима конструктивного и эффективного сотрудничества, эквивалентного обмена между всеми локальными сообществами.

Практическая значимость теории глобализации заключается в изучении возможностей для формирования интегрированной системы значений, идентичности и практик в рамках мирового социального пространства, в создании стратегий эффективного включения локальных сообществ в систему международного взаимодействия, в поиске и организации действенных механизмов участия внешних факторов в решении локальных проблем и усиления роли локальных факторов в обеспечении функционирования международных режимов в сфере безопасности, экономики, защиты окружающей среды, культуры.

Задачей исследователей в контексте положений теории глобализации является определение существующих типов локальных сообществ, описание их границ и представление параметров их социальных связей с другими сообществами.

Исследователи локальных сообществ анализируют процессы их структурирования в рамках глобального социального пространства, реконструируют модель их взаимодействия с окружающим миром. При этом акцент делается на анализе модели участия локального сообщества в формировании глобальных структур взаимодействия и модели участия внешних факторов в развитии локальных институтов и практик.

В перспективе предмета политической науки в рамках теории глобализации изучаются основные модели двустороннего и многостороннего взаимодействия, функционирование двусторонних, многосторонних, глобальных политических режимов и факторы, которые влияют на их деятельность.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Глобализация - Видеоурок

    ✪ Мировая экономика. Лекция 2. Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики

    ✪ 11. Глобализация и глобальные проблемы

    Субтитры

Примечания

Литература

  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М. : Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .
  • Гавров С. Н. , Лайтман М. , Марков Б. В. , Сахаров А. Д. , Флиер А. Я. и др. Новая цивилизация: глобализация и культура . - Самара:

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

“Мир для России:

каким он нам нужен и что мы с ним можем сделать”

(Краткое изложение открытой части аналитического доклада)

сентябрь 1999 г.

Резюме.................................................................................................................2

I. Распространение информационных технологий

    Информационные технологии: деньги теряют значение.......................3

О значении различий в скорости технологического времени.............5

1.2. Новые ресурсы для новых технологий.....................................................7

    Обесценение “старых” технологий..........................................................8

II. Некоторые последствия глобализации рынков

  1. Глобализация конкуренции - глобализация монополий.........................9
  2. “Евро”: замалчивание угрозы и разрушительный эгоизм....................10
  3. Перспективы глобализации финансовой конкуренции:

замедление технологического прогресса............................................11

III. Глобальной конкуренции - глобальное регулирование

  1. Что объединит мир в “экономическую ООН”?.....................................13
  2. Новое поколение ТНК: “ветер богов”....................................................14
  3. Цена глобального регулирования...........................................................15

Делягин Михаил Геннадьевич , 1968 г.р., д.э.н..

В 1990-93гг. - эксперт Группы экспертов Б.Ельцина, с 1994 - главный аналитик Аналитического управления Президента России, с 1996 - референт помощника Президента России. С марта 1997 - советник вице-премьера - Министра внутренних дел, с июня 1997 - советник первого вице-премьера Б.Немцова. Покинув правительство за день до событий 17 августа, создал Институт проблем глобализации. В начале октября 1998 года, после прихода правительства Примакова, возвращен на активную государственную службу.

Более 300 публикаций (в том числе в США, Германии, Франции, Китае, Индии, Египте и т.д.), 4 монографии, причем последняя - “Экономика неплатежей” - выдержала в 1996-97 гг. 3 издания.

РЕЗЮМЕ

1. Развитие информационных технологий привело к:

  • возникновению “метатехнологий”, применение которых делает для применяющей их стороны принципиально невозможной конкуренцию с разработчиком этих технологий;
  • переориентации технологий с формирования нужных материальных предметов на формирование нужного типа сознания и культуры (переход от “high-tech’а” к “high-humе’у”);
  • ускорению развития информационных технологий до такой степени, что для наиболее передовых из них “короткие”, спекулятивные вложения оказываются производительными;
  • относительному обесценению традиционных технологий;
  • возникновению “информационного” общества, в котором деньги уступают свое значение технологиям.

2. Основные перспективы технологического развития человечества:

  • углубление и приобретение непреодолимого характера разрывами между развитыми и остальными странами, а также развитыми странами, создающими новые технологии, и остальными развитыми странами;
  • обособление работников информационных технологий во внутреннее “информационное сообщество”, его сосредоточение в развитых странах; постепенная концентрация “информационного сообщества” мира, а с ним и мирового прогресса, в “наиболее развитых” странах;
  • прекращение прогресса за пределами развитых стран; социальная и финансовая деградация развивающихся стран;
  • возможное резкое замедление прогресса в результате глобального финансового кризиса и деструктивной конкуренции между США и Европейским валютным союзом.

3. Формирование глобальных монополий идет:

  • на глобальных рынках отдельных финансовых инструментов;
  • в ходе интеграции этих рынков (снижения “цены перехода” между ними до пренебрежимого уровня) по мере развития информационных технологий - в виде формирования единой глобальной монополии.

Эти процессы уже в ближайшие годы потребуют создания механизма наднационального регулирования глобальных монополий, которое будет носить болезненный характер.

Все развитие человечества, в том числе в области экономики, определяется сегодня и будет определяться в ближайшее десятилетие достижением нового качественного уровня сразу двумя фундаментальными процессами: развитием новых технологий, в первую очередь информационных, и опирающейся на него быстрой глобализацией конкуренции, в первую очередь на финансовых рынках.

I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Информационные технологии: деньги теряют значение

Развитие технологий привело в середине 90-х годов к фактическому созданию наиболее развитой частью человечества того самого “информационного общества”, о котором на протяжении последних десятилетий говорили так много, что перестали воспринимать его всерьез.

Реалии его функционирования, причинно-следственные связи и конкурентный потенциал в силу интеллектуального и технологического разрыва мало доступны для восприятия теми, кто находится за его пределами.

Важнейшим проявлением качественного технологического рывка, приведшего к возникновению информационного общества, и одновременно одним из его существенных черт является появление и стремительное распространение так называемых “мета-технологий”.

Специфика этого типа технологий в том, что сам факт их применения делает для применяющей их стороны принципиально невозможной всякую серьезную конкуренцию с разработчиком этих технологий. Это своего рода плата за допуск к более высокой эффективности, обеспечиваемой этими технологиями, ранее встречавшаяся лишь в дилерских и лицензионных системах. Современные передовые технологии в явной или неявной форме ставят пользователя в положение лицензиата.

Наиболее наглядные примеры метатехнологий:

  • сетевой компьютер: рассредоточение его памяти в сети дает разработчику всю информацию пользователя и позволяет первому вмешиваться в деятельность последнего или даже управлять ей (принцип внешнего управления включенного в сеть компьютера уже реализован);
  • современные технологии связи, позволяющие перехватывать все телефонные сообщения на территории всего мира; в ближайшее время станет возможна полная компьютерная обработка всего объема этих сообщений и перехват всех сообщений в сети “Интернет”;
  • различные организационные технологии ; их основные подгруппы:
  • технологии управления , в том числе организации деятельности корпорации: ориентированные на культуру и систему ценностей страны-разработчика, они снижают конкурентоспособность корпораций, представляющих другие культуры; следует отметить, что в общем случае распространение в обществе чужеродного типа культуры, не интегрирующейся с культурой этого общества и поэтому не столько обогащающей ее, сколько остающейся обособленной от нее, ослабляет конкурентоспособность данного общества ;
  • технологии формирования массового сознания : постоянная адаптация последнего к формам воздействия на него вызывает объективную необходимость постоянного же обновления этих форм; без получения обновленных технологий, которые появляются сначала в стране-лидере, а уже затем тиражируются в остальных странах, массовое сознание обществ, использовавших эти технологии воздействия на него, начнет выходить из-под контроля государства.

Сегодня именно эти технологии из-за своей наибольшей производительности стали господствующими. Именно они, стремительно распространившись буквально в последние годы, стали технологической составляющей информационного общества: говоря о нем с точки зрения технологий, мы, возможно, не отдавая себе отчет и не зная об их особенностях, имеем в виду в первую очередь именно метатехнологии.

Вполне естественно, что переход от создания новых технологий к их распространению и возникновению таким образом информационного общества наиболее концентрированно выразил лидер этого процесса - У.Гейтс. Он указал, что главным фактором развития информационных технологий, в отличие еще от прошлого, 1997 года, становится не их собственное совершенствование, но комплексное применение уже имеющихся технических решений для обеспечения “информационной прозрачности” всех стран - “прозрачности”, насколько можно понять, вполне односторонней для стран, создающих метатехнологии, и служащей обеспечению их глобальных конкурентных преимуществ.

Однако значение распространения информационных технологий отнюдь не ограничивается возникновением метатехнологий и надежным обеспечением интеллектуального, психологического и технологического лидерства их создателей. Помимо обеспечения глобальной информационной прозрачности, наиболее важной чертой информационных технологий является возможность (в 1999 году, вероятно, еще потенциальная) глубокой и относительно произвольной перестройки массового сознания .

Дело в том, что, в отличие от традиционных “материальных” технологий, продуктом которых является товар, продуктом информационных технологий волей-неволей является определенное состояние человеческого сознания, в том числе массового. Более того: значительная часть информационных технологий изначально предназначена именно для такой перестройки сознания, имея ее в качестве главной цели воздействия.

Влиять на сознание оказалось намного эффективней, чем на материал. Связанные с таким влиянием технологии уже получили название “high-hume” в противовес традиционному “high-tech’у”. Если раньше технологии были направлены на материю, то теперь они перенацеливаются на общественное сознание, общественную культуру. Помимо высочайшей производительности, технологии “high-hume” отличаются еще и высочайшей изменчивостью, то есть максимальной скоростью прогресса.

В наше время понятие «глобализация» стало необычайно популярным. Оно прочно заняло свое место в учебниках по международным экономическим отношениям.

Глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.

На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран к экономической активности за пределами своих границ (см. рис. 39.1). На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности фирм за пределы внутреннего рынка.

Материальной основой процесса глобализации в международной экономике является интернационализация производства и капитала. Интернационализация? это результат развития международного разделения труда, т. е. развития общественного характера производства в международном масштабе. С середины XX в. интернационализация обмена перерастает интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием научно-технической революции. В это время происходит резкий рост международной специализации и кооперирования производства, и рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства.

Рис. 39.1. Глобальные экономические проблемы

Интернационализация и глобализация производства создают такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже невыгодно иметь только «свое производство». Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство, стремятся найти в нем свою нишу. Все более интернациональный характер приобретают рынок природных ресурсов, рынок труда, рынок капиталов. Таким образом, глобализация мирохозяйственных процессов характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем.

Глобализация? далеко не новое явление. Процесс глобализации стал развиваться в XVI?XVII вв., когда появились первые колониальные империи: испанская, португальская, голландская, английская, французская и т. д. Таким образом, причины современного процесса глобализации надо искать в колониальной политике «великих колониальных держав»: Испании, Португалии, Голландии, Англии, Франции, Италии, Германии, США и Японии. После того как господство колониальных империй закончилось полным распадом, в 1961 г. с политической карты исчезли страны-колонии? начался новый этап в колонизации освободившихся стран. Этот этап получил название «неоколониализм». Хотя в основе лежит слово «колониализм», однако с 1971 г. в международных документах слово «колония» не употребляется. Используется новая классификация? не политическая, а экономическая: 1) высокоиндустриальные страны (США, Канада, страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, отчасти ЮАР; 2) новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, специальные экономические зоны Китая; 3) страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы, СНГ, Россия, Китай с его особым социалистическим укладом). Все остальные страны? это развивающиеся страны, или, как говорили в 70-х гг., ? страны «третьего мира». Таких стран? 40. Их население составляет 1,5 млрд. человек, или четвертая часть жителей земного шара. В основном? это бывшие колонии. Они получили политическую независимость, однако экономически все они зависимы от своих бывших метрополий.

Если посмотреть современными глазами на отношения между странами, то можно выделить следующие моменты:

1. Раньше товарные и финансовые потоки перемещались преимущественно в пределах колониальных империй и зон их влияния, причем экономические отношения между ними имели второстепенное значение, ныне же все независимые государства стали субъектами международных экономических отношений.

2. Изменилась структура товарного оборота: в нем сокращается доля сырья за счет возрастания удельного веса обработанных изделий и быстрого роста торговли услугами; непрерывно расширяются объемы обмена технологиями.

3. Хотя чистые потоки капитала остаются ниже уровня конца XIX в., однако их валовые объемы выросли: увеличилось число стран-инвесторов, расширяется международное финансирование. Изменилась и сфера приложения капитала, все большая часть которого перетекает в обрабатывающую промышленность и услуги.

4. Изменились и формы ведения торговли: в ней быстро возрастала доля операций внутри транснациональных корпораций (ТНК). Эта торговля в известной степени носит автономный характер, так как она развивается в соответствии с общей долгосрочной стратегией материнской компании, ведется по назначенным ценам и потому меньше подвержена конъюнктурным изменениям.

Суммируя данные особенности, можно выделить два этапа глобализации.

На первом этапе процессы глобализации в мировом экономическом пространстве происходили преимущественно в пределах колониальных империй и зон их влияния. На втором (нынешнем) этапе глобализации мирохозяйственные связи превращаются в основной фактор расширенного воспроизводства как отдельных национальных экономических комплексов, так и всей мировой экономики в целом. Этот этап был подготовлен целым рядом новых процессов в мировой экономике. В их числе такие, как значительное технологическое совершенствование транспорта и связи, их удешевление, унификация законодательства, прежде всего налогового, устранение или ослабление после «холодной войны» политических и экономических барьеров на пути международной торговли, уменьшение числа стран с неконвертируемой валютой вследствие улучшения ситуации в мировой экономике со второй половины 80-х гг. XX в., устойчивое снижение таможенных тарифов. Все эти факторы привели к росту стоимости мирового экспорта в 1990?2000 гг. в 2,5 раза, а всего за послевоенный период объем мировой торговли вырос в 12 раз.

На рубеже двух тысячелетий можно говорить о том, что с экономической сцены уходят локальные системы, которые раньше развивались как самостоятельные и самодостаточные системы. Предполагается, что грядет всеобщая глобализация. Она основывается на интернационализированном производстве с целью решения глобальных экономических проблем (см. рис. 39.1).

Глобализация в 80?90-х гг. XX в. довольно успешно развивалась. Предполагается, что беспрепятственное движение товаров, услуг и капитала приведет к повышению эффективности мирового производства, в том числе к росту его технической и технологической оснащенности, к снижению недоиспользования материальных и человеческих ресурсов, а также к повышению и «модернизации» потребления. Однако это далеко не однозначный процесс.

Плюсы и минусы глобализации. По мере развития процесса глобализации мировой экономики и возрастания взаимозависимости экономик отдельных стран, расширения обмена товарами, услугами, капиталами, информацией возникают новые проблемы. По сложившемуся мнению, глобализация укрепляет в первую очередь позиции индустриально развитых стран, дает им дополнительные преимущества. Реальная практика показывает, что глобализация мировой экономики? это возможность для высокоразвитых стран, прежде всего для США, извлечь для себя выгоду от глобализации.

В то же время другое отношение? к глобализации в развивающемся мире. Далеко не все страны могут получать выгоды от глобализации. Многие развивающиеся страны лишь в весьма малой степени участвуют в процессах глобализации, в основном опосредованно, через демонстрационный эффект, обмен информацией и т. д.

Конечно, глобализация мировой экономики создает определенные предпосылки, дает шанс для приобщения к достижениям цивилизации тех стран, которые отстали в своем развитии, но полны желания поправить свое положение. Однако развертывание этого процесса в рамках нынешнего международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение бедных и отсталых государств, ставит под угрозу дальнейшую модернизацию и социальные изменения в большинстве развивающихся стран, особенно в афро-азиатском регионе. Дело в том, что глобализация ослабляет экономическую роль национального государства, и оно не может контролировать процессы, происходящие вне его границ. Ему отводятся функции по поощрению предпринимательства, развитию людских ресурсов и поддержанию инфраструктуры. Результатом такого подхода может стать ослабление влияния государства на структурную политику, источники пополнения бюджета, вывоз капитала, занятость и т. п.

Следует отметить, что глобализация сопровождается взлетом неолиберальной идеологии с ее стандартным набором лозунгов о преимуществах свободы. При этом под свободой подразумевается освобождение рыночных отношений от любых оков, включая государственное регулирование и даже государственные границы, сведение государства к аппарату, обслуживающему частный бизнес. Сейчас наступает эпоха возрождения неолиберализма? идеологии, утверждающей, что глобализация? общее благо.

Но на Востоке традиционно государство всегда было очень сильным, часто в ущерб другим частным институтам. И сейчас оно выполняет несколько важных функций, например, регулирует демографический рост и ведет борьбу с безработицей и нищетой, обеспечивает взаимодействие различных социально-экономических укладов для поддержания своей внутренней стабильности, ускоряет заимствование достижений НТП. Особенно важна функция государства по сдерживанию экономической экспансии извне, так как глобализация может навсегда превратить эти страны в объекты нового неоколониализма. Поэтому ослабление роли государства? не в интересах развивающихся стран.

Принимая во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что тем не менее формирование глобальной экономики? неизбежный процесс. На наших глазах появляется новая структура и форма организации мировой экономики. Глобальная международная экономика становится новой реальностью, подчиняющейся новым закономерностям, которые предстоит изучать и осознанно использовать.

Чрезвычайно сильное влияние на ход глобализации, по-видимому, окажет позиция таких крупных стран, как Китай, Индия, Бразилия и др.

С одной стороны, эти страны являются среднеразвитыми, а с другой? претендуют (с определенными основаниями) на статус великих держав. В то же время они пытаются сохранять определенную дистанцию от Запада. Вот почему они поддерживают далеко не все направления глобализации