Как вести себя во время налоговой проверки. Уточненка во время проверки: быть или не быть? Уточненка с суммой налога к увеличению

А.Е. Смородина, эксперт по налогообложению

Уточненки во время проверки

Нюансы уточнения своих налоговых показателей

Благодарим О.Н. Гулак, бухгалтера ИП (станица Базковская, Ростовская обл.), за предложенную тему статьи.

Уточненную декларацию вы можете представить в любой момент. И неважно, идет ли в это время у вас налоговая проверка или нет, - НК РФ никаких запретов по этому поводу не содержит. Но при подаче уточненки в ходе камеральной (далее - КП) или выездной (далее - ВНП) проверки есть свои тонкости. Давайте разберемся, имеет ли вообще смысл их представлять и помогут ли уточненки избежать штрафа, если сумма налога к уплате увеличилас ьст. 122 , пп. 3, 4 ст. 81 НК РФ .

Вспомним основные правила подачи уточненки

Представить уточненку вы обязаны, только если выявленные ошибки привели к занижению налоговой баз ып. 1 ст. 81 НК РФ .

Уточненка сдается по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта уточненк ап. 5 ст. 81 НК РФ .

Если в уточненке сумма налога к уплате увеличится по сравнению с суммой в первоначальной декларации, то с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налог ап. 1 ст. 122 НК РФ . Но штрафа можно избежать, если вы сдадите уточненк упп. 3, 4 ст. 81 НК РФ :

  • <или> до наступления срока уплаты налога;
  • <или> до того, как узнали о том, что ошибку уже обнаружили налоговики, или о том, что в отношении вас вынесено решение о проведении ВНП за период, в котором допущена ошибка. Но учтите, что в этом случае штраф вам не грозит только при условии, что до подачи уточненки вы заплатите налог и набежавшие пени;
  • <или> после ВНП, но занижение налоговой базы (которое вы исправляете в уточненке) в ходе проверки не было выявлено.

Не забывайте в уточненке на титульном листе ставить номер корректировки. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию: например, вы представили первоначальную декларацию в установленный срок, а уже позже этого срока направили уточненку, но номер корректировки не указали (то есть у вас в соответствующей графе стоит «000»). К инспектору попадает ваша якобы первоначальная декларация, и он, скорее всего, не будет разбираться в том, что вы просто ошиблись, а оштрафует вас за несвоевременное представление деклараци ист. 119 НК РФ . В возражениях вы можете описать всю ситуацию и в итоге, возможно, избежите штрафа. Но согласитесь, проще перед отправкой просто проверить проставленный номер корректировки.

Уточненки с увеличенной суммой налога

Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.

Сначала напомним, что налоговики проводят камеральные проверки всех деклараций, поступающих в ИФНС. Делают они это в автоматизированном режиме. Для того чтобы провести камеральную проверку декларации, налоговики не должны выносить никакого решени яп. 2 ст. 88 НК РФ . При этом если в ходе КП инспекторы не выявят у вас каких-либо нарушений, то и акта по итогам этой проверки тоже не буде тп. 1 ст. 100 НК РФ .

А какие-либо пояснения или документы у вас могут запросить, только есл ипп. 3 , 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ :

  • <или> в ваших декларациях обнаружены ошибки;
  • <или> вы заявили НДС к возмещению;
  • <или> вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • <или> вы должны были представить подтверждающие документы вместе с декларацией, но не сделали этого.

С 01.01.2014 налоговики также смогут в ходе КП запросить документы, если уточненку с уменьшенной суммой налога вы представили по истечении 2 лет с момента, установленного для представления первоначальной деклараци ип. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) .

Теперь о нашей ситуации. С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной деклараци ип. 9.1 ст. 88 НК РФ ; п. 3.7 Письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее - Письмо ФНС) .

Если перед подачей этой уточненки вы доплатите налог и заплатите пени, то, если налоговики попытаются вас оштрафовать, требуйте освобождения от наказани яподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ .

ВЫВОД

В такой ситуации имеет смысл сдавать уточненку. Штрафа можно избежать, заплатив перед этим налог и пени.

Некоторые организации, обжалуя решение о наложении штрафа, ссылаются на незаконные действия налоговиков при проведении КП. Но порой доводы организации - лишь заблуждение. В качестве примера можно привести следующее.

В ходе КП уточненной декларации налоговики использовали материалы (ответы по «встречкам», пояснения и т. п.), полученные в ходе проверки первоначальной декларации. На самом деле инспекторы имеют на это полное прав оп. 9.1 ст. 88 НК РФ .

Причем если уточненка отправлена по почте, то датой ее представления считается день отправк ип. 4 ст. 80 НК РФ . Но инспекторы вправе проводить мероприятия в отношении первоначальной декларации и после этой даты, вплоть до получения уточненк ип. 3.6 Письма ФНС . Допустим, уточненную декларацию по НДС за II квартал 2013 г. вы отправили по почте 30 августа, а в ИФНС она поступила 9 сентября. Следовательно, все мероприятия, проводимые налоговиками в рамках КП первоначальной декларации до 9 сентября, будут законными.

СИТУАЦИЯ 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения вами акт ап. 3.5 Письма ФНС .

Представленную во время выездной проверки уточненку за период, который у вас как раз проверяют «выездники», будут проверять тоже они, хотя вы ее сдаете как обычно, через канцелярию ИФНС. И соответственно, внесенные вами изменения будут учтены при составлении акта проверки. Следовательно, если сумму своих налоговых обязательств вы в уточненке увеличите, то налоговики не будут по итогам проверки доначислять вам налог, но все равно придется платить штра фст. 122 , подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ ; п. 54 Письма ФНС от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ . Однако если вы самостоятельно уплатите налог и пени, то можно просить об уменьшении суммы штраф аподп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ ; Постановление Президиума ВАС от 26.04.2011 № 11185/10 .

Если вы хотите, чтобы ваши уточнения с большей вероятностью учли при составлении акта, то, представляя уточненную декларацию в инспекцию, передайте также ее копию проверяющим. Ведь принимают декларации и вносят их в базу данных одни инспекторы, а проверяют вас совсем другие. Соответственно, ваши проверяющие до конца проверки могут просто не узнать, что вы сдали уточненку.

Правда, если вы представите уточненку незадолго до окончания ВНП, «выездники» могут отразить в акте факт ее подачи, а также то, что проверить данные этой декларации они не успели. И следовательно, проверять уточненку будут «камеральщики» и на результаты «выездного» акта ее данные не повлияют.

О сроках ВНП можно прочитать:

К сожалению, ФНС не разъясняет, сколько времени требуется «выездникам» для того, чтобы успеть проверить уточненку до окончания ВНП. Но если вы сдадите уточненку с увеличенной суммой налога, то налоговики, скорее всего, все-таки учтут ваши исправления, даже если уточнение вы представите за пару дней до окончания ВНП.

ВЫВОД

С обнаруженной самостоятельно в ходе ВНП ошибкой, повлекшей занижение налоговой базы, можно поступить следующим образом:

  • <или> действуя на свой страх и риск, рассказать об этой ошибке проверяющим и предложить им описать данное нарушение в акте. Возможно, этой суммы им будет достаточно для того, чтобы проверка не считалась низкорезультативной согласно их внутренним распоряжениям. И «выездники», удовлетворившись данным нарушением, не будут больше ничего у вас искать;
  • <или> дождаться окончания проверки и, если налоговики сами этой ошибки не найдут, просто забыть о ней.

Сдавать уточненку особого смысла нет - штрафа избежать все равно не получится. Можно рассчитывать лишь на уменьшение его размера.

Если вы планируете сдать уточненку после получения справки об окончании ВНП, но до получения акта, то лучше все-таки не торопиться и дождаться этого акта. Если в акте отмечена эта ошибка, то штрафа все равно не избежать, даже если вы сдадите уточненку. А если ошибка в акте не отражена, то можно закрыть на нее глаза.

СИТУАЦИЯ 3. Уточненку вы сдали после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки.

Здесь все зависит от того, какие именно исправления в первоначальную декларацию вы внесете.

ВАРИАНТ 1. Налоговики в ходе проверки выявили у вас нарушения, и вы эти нарушения исправляете, представив уточненку. Например, инспекторы обнаружили у вас в 2012 г. завышение расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, на сумму 10 000 руб. Данное нарушение они отразили в акте. А вы, до вынесения налоговиками решения, сдаете уточненку, убрав эту сумму из расходов. Имейте в виду, что проверяющие попытаются не учитывать эту уточненку. Ведь, по мнению ФНС, после получения акта проверки вы можете сдать уточненные декларации только с изменениями, не связанными с нарушениями, выявленными в ходе проверк ип. 3.8 Письма ФНС . В принципе, позиция налоговиков понятна: если каждый налогоплательщик, получивший акт и, допустим, согласившийся с найденными нарушениями, будет до вынесения решения сдавать уточненки, то получится, что все проверки будут безрезультативными. А инспекторам это точно не на руку.

ВЫВОД

Представлять уточненку смысла нет, так как ее подача от штрафа не спасет. Ведь вы сдадите ее уже после того, как узнали об обнаружении этой ошибки налоговикам ип. 4 ст. 81 НК РФ ; см., например, Постановление 12 ААС от 08.05.2013 № А57-23093/12 .

Если вы хотите попытаться оспорить штраф, начисленный по результатам именно КП, то можете привести следующие аргументы:

  • КП - это не только сама проверка, но и оформление ее результатов. Значит, пока решения по итогам КП нет, проверка не закончена, а следовательно, при сдаче уточненки в этом случае КП первоначальной декларации должна быть «свернута »см., например, Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2013 № А81-1421/2012 ;
  • уточненка сдана до истечения 3 месяцев с момента представления первоначальной декларации, а значит, КП первичной декларации еще не завершена. Соответственно, с представлением уточненки налоговики должны завершить проверку первоначальной декларации и проверять уже уточненк усм., например, Постановление ФАС СЗО от 19.09.2012 № А66-376/2012 .

ВАРИАНТ 2. Ваши уточнения не связаны с нарушениями, выявленными в ходе проверки. Скорее всего, налоговики учтут данные уточненки при вынесении «послепроверочного» решени яп. 3.8 Письма ФНС ; п. 6 ст. 101 НК РФ . Но даже если вы доплатите налог и заплатите пени, штрафа можно будет избежать, только если проводится КП, так как эту ошибку нашли не инспекторы, а вы сам иподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ . При ВНП штраф будет в любом случае.

ВЫВОД

При ВНП сдавать уточненку резона нет. Во-первых, потому что штраф неизбежен. А во-вторых, если проверяющие в ходе проверки не обнаружили ошибку, которую вы хотите исправить в уточненке, то вряд ли на этапе между актом и решением эта ошибка всплывет. А следовательно, можно не платить налог (пени, штраф).

А вот если у вас проводилась КП, попробуйте сдать уточненку - возможно, вы избежите штрафа.

СИТУАЦИЯ 4. Уточненка представлена после вынесения решения по итогам проверки.

Сданную после ВНП или КП уточненку будут проверять «камеральщики». При этом штрафовать вас налоговики не должны, так как в уточненке вы исправляете те ошибки, которые не нашли у вас проверяющи еп. 4 ст. 81 НК РФ .

И еще раз хотим напомнить, что если уточненку вы сдаете после проведенной КП первоначальной декларации, то перед подачей этой уточненки нужно заплатить налог, а также пен иподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ .

ВЫВОД

Сдавать уточненку после ВНП смысла нет. Ведь своей проверкой налоговики «закрыли» тот период, за который вы хотите представить уточненку, а повторная ВНП (не связанная с представлением уточненки) у вас вряд ли буде тподп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ . Поэтому недоплату налога, скорее всего, никто не обнаружит.

Уточненки с уменьшенной суммой налога

Если вы сдадите уточненку с уменьшением обязательств по сравнению с первоначальной декларацией, то проверкой в автоматизированном режиме вы уже не отделаетесь. Ведь при уменьшении суммы налога к уплате у вас может возникнуть переплата, которую налоговики без боя, то есть без проверки, вам точно не верну тп. 2 ст. 88 , п. 6 ст. 78 НК РФ ; п. 3.5 Письма ФНС . Поэтому, если вы сдадите такую декларацию в ходе ВНП, «выездники» учтут данные уточненки, только если с момента представления уточненки прошло 3 месяца и при этом ВНП еще не закончена.

Если же уточненку с меньшей суммой налога к уплате вы сдадите после окончания ВНП, то есть после вручения вам справки, то налоговики вряд ли учтут данные этой декларации при составлении акта и вынесении решения по итогам ВНП. Но если при этом окончание трехмесячного срока проверки уточненки приходится на период, когда решение по результатам ВНП еще не вынесено, и если учет данных этой декларации поможет снизить доначисления по итогам ВНП, то имеет смысл в возражениях к акту ВНП напомнить налоговикам о представлении данной уточненки.

А вот сдавать уточненку с уменьшенными обязательствами за тот период, который «выездники» уже проверили, после вынесения решения по итогам ВНП чревато. Ведь тогда у вас могут провести повторную выездную проверку за этот же перио дподп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ . Правда, в этом случае многое зависит от цены вопроса: то есть если вы уменьшите налог, например, на 1000 руб., то повторную ВНП вряд ли назначат. Если же уменьшение будет, допустим, на миллионы, то вероятность проведения повторной проверки резко возрастает.

Уточненки по НДС на особом положении

Проверка уточненной декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещени юстатьи 176 , 176.1 НК РФ имеет свои тонкости:

  • даже если вы представите подобную уточненку в ходе ВНП, проверять ее будут все равно «камеральщики »п. 3.5 Письма ФНС . Они же будут составлять акт камеральной проверки. Следовательно, данные этой декларации «выездники» учитывать не будут. Но может быть исключение из правила - если процедура КП завершена до окончания ВНП;
  • если вы представите первоначальную декларацию по НДС, где заявите налог к возмещению, а затем, до вручения акта КП, сдадите уточненку (также с возмещением), то акт по первоначальной декларации все равно будет вынесе нп. 3.7 Письма ФНС ; ст. 176 НК РФ . При этом, если в уточненке сумма возмещения будет меньше, чем в первоначальной декларации, вам возместят меньшую сумму. Безусловно, речь идет о тех случаях, когда претензий к заявленной к возмещению сумме у налоговиков нет, то есть они полностью согласны с ней.

В решении по итогам проверки есть фраза о том, что плательщику по результатам ревизии предлагается внести исправления в бухгалтерский и налоговый уче тприложения № 12 , 13, утв. Приказом ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ . Многие расценивают эту фразу как сигнал к представлению уточненки после окончания проверки. На самом деле достаточно внести необходимые исправления в свой учет, а уточненку сдавать не нужн оп. 3.1 Письма ФНС .

Выездная налоговая проверка закончилась для руководства ООО «Вымпел-196» серьезными проблемами. Инспекторы проверяли компанию по единому социальному и транспортному налогу. Но в ходе проверки заметили несколько сделок с компанией-консультантом, которые уменьшали базу налогоплательщика на существенную сумму. Не обратив на это внимания, руководители фирмы предоставили инспектору документы в том числе и по этим сделкам. Более того, под натиском инспектора исполнительный директор признался, что они с гендиректором, родственником, являются учредителями фирмы-консультанта. В результате с компании взыскали дополнительные налоговые начисления. Если бы менеджеры продумали стратегию защиты, этого не случилось бы. Более того, они сами могли бы жаловаться на нарушения при проведении проверки: согласно ч. 5 ст. 94 НК не могут быть истребованы или изъяты документы или предметы, не имеющие отношения к проверке. А исполнительный директор мог попросту отказаться от дачи показаний против себя! Такое право прописано и в Конституции (ст. 51), и в Налоговом кодексе. Но он клюнул на угрозы про последствия за отказ от дачи показаний… Итог: доказательства получены, иски поданы, план по налогам выполнен.

Выездные проверки Федеральной налоговой службы (ФНС) более предсказуемы, чем милицейские. Обычно руководство компании оповещают о возможном приезде инспекторов заранее, устно или по почте. Как только вам принесли решение о проведении выездной проверки, начинайте готовиться. Позаботьтесь о резервном копировании важных данных на удаленный сервер, чтобы изъятие компьютеров не повлекло за собой невосполнимого вреда. Подготовьтесь к мысли, что проверка ФНС - продолжительное мероприятие, в результате которого вам могут подсчитать излишние недоимки и назначить дополнительные санкции. Вот пять правил, которые помогут руководителям избежать неприятностей на стадии проведения выездной налоговой проверки.

Установите личности проверяющих

Предложением «Предъявите ваши документы» можно сразу задать нужный тон работе проверяющих. Подобный тон дает сигнал чиновнику, что он здесь не главный, он тоже должен отчитаться. Если же документов вам не предъявляют, можете смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие. Это воистину подарок. Документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика.

Вполне возможно, что такого решения в природе и не существует, а инициированная проверка - попытка проведения рейдерской атаки на предприятие. Если у вас остались сомнения, что перед вами сотрудники налоговой, позвоните в инспекцию ФНС и спросите, работают ли там данные сотрудники.

Оградите сотрудников от лишней суеты

Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения. Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении. Главное - хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях). Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр. Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть.

Если повезет, проверка переедет в здание ИФНС, проверяющие потеряют уйму времени, нервных клеток и возможность оперативного истребования документов. А проверяемый получит стабильную работу предприятия.

Давайте копии, а не оригиналы

Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии.

При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов. После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления (то есть инспектор себе подлинник не забирает) оригинал.

В случае если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Но процедура выемки сложнее и обычно назначается тогда, когда нужно получить подлинник документа или когда налогоплательщик не хочет отдавать даже копию этого документа (часто такие ситуации совпадают). Подлинники могут забрать и без выемки, если налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Отмечайте ошибки сотрудников ФНС

Изучайте и сопоставляйте промежуточные акты налоговой проверки, записывайте упущения сотрудников ФНС. Например, если вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу. Незаконны также требования предоставления документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки. Они могут быть обжалованы на более высоком уровне (руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд) с большой вероятностью успеха.

Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика (согласно статье 87 НК РФ). Если проверяющие требуют документы по другим периодам (и это не указано в решении о проверке), их действия незаконны и подлежат обжалованию.

Собирайте козыри, но не спешите их выдавать

Некоторые действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов можно обжаловать сразу. Но часть из них придержите в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант - замечать их, но не помогать чиновникам в устранении. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицом - частый элемент «заказных» проверок) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата. Например, можно будет обжаловать незаконное изъятие подлинника без постановления о выемке. Если выемка была проведена без понятых, опечатывания, шнурования, нумерования и т. д., то этот «сюрприз» лучше оставить до рассмотрения дела о налоговом правонарушении в инспекции или в суде.

Проштудируйте Налоговый кодекс или позвоните специалисту

Работа инспекторов строго регламентирована десятками глав кодекса, сотнями внутренних приказов и иными нормативными актами. Чтобы вам было легче разбираться с их и вашими правами и обязанностями, изучите Налоговый кодекс (ст. 87–102), постановления Федеральных арбитражных судов (от 16.02.2006, 01.03.2006, 17.02.2006 и др.),ведомственные акты (приказ МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138; приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999; приказ МВД РФ N 76, МНС РФ N АС-3-06/37 от 22.01.2004; письмо ФНС РФ от 18.12.2005, письмо Минфина РФ от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304) и другие внутренние приказы, касающиеся проведения проверок. Тщательно проштудировав эти материалы, вы сможете достичь уровня знаний, достаточного, чтобы говорить с инспекторами на одном языке и мотивированно указывать им на их ошибки.

Если вы не уверены в своих знаниях закона и бухучета, звоните специалисту в области бухгалтерского и налогового учета. Это может быть независимый аудитор, бухгалтер или юрист. Специалист имеет соответствующий опыт обнаружения недостатков в работе налоговых органов и эффективно использует любую ахиллесову пяту.

В общем и целом выездная налоговая проверка может быть и не такой страшной, если подходить к этому мероприятию с соответствующей серьезной подготовкой. Как показывает наша практика, существенное количество претензий налоговых инспекций может быть оспорено в арбитражных судах. Причина этому - серьезные нарушения и ошибки, допускаемые инспекторами при проверке. Избежать наказания, которое наложено на вас не по закону, - ваше право. И не бойтесь им пользоваться.

К визиту надзорных органов следует тщательно подготовиться, чтобы избежать предписаний и штрафов. Мы расскажем, что проверяет Роспотребнадзор, как применяются проверочные листы, действительно ли плановые проверки собираются отменить.

Из статьи вы узнаете:

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке

РПН проводит надзорные мероприятия согласно 294-ФЗ, по месту деятельности проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.

Во время плановой проверки инспектор Роспотребнадзора обязательно осмотрит производство, офисы, склады, транспортные средства и т.п. Если проверяющего сопровождает уполномоченный от работодателя сотрудник, ему необходимо выдать доверенность. Инспектор снимет с нее копию.

Важно знать, что:

Инспектор затребует учредительные документы и платежные реквизиты, сведения о руководителе организации, подтверждение его должностных полномочий. В случае выявления нарушений на руководителя будет составлено постановление об административном правонарушении, поскольку он является должностным лицом.

Если вы арендуете здание или помещение, офис или цех, нужны будут сведения о праве аренды. Если же здание принадлежит вам, то приготовьте подтверждение права собственности.

Не удивляйтесь, если с вас запросят проект организации строительства (ПОС) и . Меры безопасности, указанные в них, должны быть соблюдены при организации стройплощадки.

Инспектор проверит наличие договора на утилизацию отходов жизнедеятельности, договоры на обслуживание туалетов, спросит, как хранятся СИЗ и личная одежда. Если шкафчики будут не раздельными, организация получит штраф.

Если в санитарно-бытовом помещении инспектор увидит грязный кулер, он запросит договор на его саночистку. Не будет договора – штраф. Будет договор – заставит устранить нарушения требований к питьевой воде. При этом не только руководитель будет отвечать за нарушения. Инспектор запросит с вас приказ о назначении ответственного за осуществление производственного санитарного контроля.

Отдельные вопросы у проверяющих вызывает труд инвалидов, женщин, мигрантов, пользователей ПЭВМ, сварщиков, водителей ТС. Подготовьте справки произвольной формы, что у вас не работают несовершеннолетние, а для инвалидов и беременных создайте оптимальные и допустимые условия труда .

У вас должны вестись журналы и графики работы газоочистных сооружений, заключены договоры на оказание услуг по чистке и обслуживанию вентиляции и кондиционированию воздуха. Картриджи на принтерах должны заменяться вовремя, подтверждением этому будут служить акты передачи их на утилизацию.

Обращение с отходами, установление санитарно-защитных зон – обязательные вопросы при проверке. Договор на вывоз твердых бытовых отходов должен быть в наличии.

Подготовьте для инспектора копии документов и заверьте их печатью организации, отдайте на визирование в юридическую службу, никаких нотариальных заверений не требуется:

  • коллективный договор, табель учета рабочего времени;
  • перечень применяемого в работе сырья и материалов;
  • перечень эксплуатируемого производственного оборудования, при этом у вас должны быть сертификаты соответствия на оборудование.

Если сертификатов на момент приобретения оборудования не было (станки советского периода), соберите копии паспортов.

Также подготовьте для инспектора . Будьте готовы подкрепить фактическое её выполнение данными лабораторно-инструментального контроля, который был проведен силами аккредитованной лаборатории в течение последних 3 лет, предшествующих проверке.

Предоставьте по первому требованию инспектора список контингентов, поименный список, график на периодический медосмотр, заключительные акты по периодическому и медзаключения по предварительному медосмотрам.

Медкнижки работников будут проверены выборочно при личном общении инспектора с персоналом. Подготовьте помещение для такой беседы.

Не удивляйтесь, если инспектор запросит документы по обеспечению работников СИЗ . В первую очередь, сделайте копию договора на стирку и химчистку, график стирки, копии с карточек учета выдачи снимать не обязательно, это можно сделать, если потребуется. Также инспектора заинтересуют сертификаты и декларации на СИЗ. Покажите ему папку. Если сохраняются этикетки, то их предъявите также в файле. Копии с деклараций инспектор скорее всего не запросит, если только не возникнет каких-либо дополнительных вопросов.

Инспектор обязательно проверит, как вы оборудовали помещение для приема пищи, гардеробную и душевую, поэтому постарайтесь убрать все лишнее, приберитесь в холодильниках, не нарушайте продуктовое соседство. Холодильник должен убираться регулярно, на нем разместите график уборки.

Частый вопрос инспектора: как вы боретесь с крысами и тараканами. Должен быть заключен договор на периодическую дератизацию (крысы, мыши, и другие грызуны) и дезинсекцию (комары, мухи, тараканы и прочие насекомые) со специализированной организацией. Перечень таких организаций размещен на сайте ТУ Роспотребнадзора .

Если у Вас не произошел переход с люминесцентных и ртутьсодержащих ламп, то приготовьте документы по утилизации. Кроме этого инспектора может заинтересовать состояние сварочных постов и строительный мусор на площадке (шлам, опилки, ветошь).

Чек-листы включают в себя набор требований, касающихся повышенного уровня риска и потенциального ущерба. Из существующих норм Роспотребнадзором выделены те, которые обеспечивают защиту от существенных рисков. Именно на них должны будут сконцентрироваться инспекторы.

Во время проверок инспекторы Роспотребнадзора не вправе . Список контрольных вопросов применяется сугубо при плановых выездных проверках. Внеплановая этого не предусматривает и проводится только по предмету, указанному в постановлении.

В чек-листах представлен законодательный минимум, соблюдение которого является залогом соответствия услуг и продукции требованиям безопасности. На сайте ведомства публикованы проверочные листы в области общественного питания, торговли, индустрии красоты (парикмахерские, барбершопы, салоны красоты, солярии и т.п.). Также разработан и опубликован список вопросов к организациям розничной торговли пищевыми продуктами, напитками и сигаретами.

Пример проверочного листа Роспотребнадзора: список основных контрольных вопросов для предприятий торговли

Плановая проверка Роспотребнадзора – порядок проведения

Процедура установлена в Административном регламенте и утв. Приказом Главного санитарного врача России № 764 от 16 июля 2012 года. Проверяющий орган должен поставить в известность организацию за 3 рабочих дня. При этом уведомление чаще всего направляется не заказным письмом, а файлом по электронной почте.

Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом малые предприятия можно проверять не больше 50 часов в год, микропредприятия – 15 часов в год. Это указано в пунктах , Административного регламента.

При проверочных мероприятиях должен учитываться режим работы поднадзорной организации. Режим труда и отдыха не разрешается нарушать никому. Если инспектору будет недостаточно времени для экспертизы, он может ходатайствовать об увеличении срока проверки ().

Во время плановой проверки Роспотребнадзор:

  • рассматривает документы, касающиеся требований санитарного законодательства;
  • обследует производственные и прилежащие территории и объекты защиты, технологическое оборудование, транспортные средства, сырье, грузы, готовую продукцию и полуфабрикаты;
  • осуществляет отбор и исследование проб продукции, смывы, отбор воздуха на исследование окружающей и производственной среды, проводит необходимые экспертизы.

Выездную проверку проводят, если ():

  • нужно обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства и грузы;
  • нужно взять пробы или образцы продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, провести экспертизы и расследования;
  • во время документарной были установлены признаки нарушения обязательных требований.

Документарную проверку Роспотребнадзор проводит удаленно, без выезда в организацию. Инспекторы направляют в организацию мотивированный запрос документов, которые будут проверять. Копии указанных документов нужно представить в течение 10 рабочих дней. Копии заверяют печатью и подписью руководителя или другого ответственного лица. Документы можно представить и в электронном виде ().

После проверки Роспотребнадзор оформляет ее результаты:

  • составляет акт;
  • вручает или направляет акт проверяемым лицам;
  • направляет в прокуратуру копию акта, если прокуратура согласовывала проверку.

Акт проверки инспекторы оформляют в двух экземплярах по типовой форме.

К акту проверки прилагают документы или их копии, в том числе:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  • объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  • предписание об устранении выявленных нарушений, иные документы или их копии.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручают уполномоченному представителю проверяемой организации. Если акт вручить невозможно или проверяемый отказывается подписать акт, его направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

По итогам проверки инспекторы Роспотребнадзора:

  • выдают предписания об устранении выявленных нарушений;
  • контролируют устранение выявленных нарушений, а также предотвращают возможный вред;
  • привлекают лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Предписание об устранении выявленных нарушений направляют проверяемому лицу вместе с актом. С целью контроля за устранением выявленных нарушений в течение месяца после окончания срока, отведенного на этот процесс, РПН проводит внеплановую проверку ().

К административной ответственности нарушителей привлекают на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если будут установлены признаки преступлений, инспекторы направляют в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Информацию о результатах проверок Роспотребнадзор размещает на своем официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня подписания актов.

Отмена плановых проверок Роспотребнадзора в 2019 году?

Роспотребнадзор предложил в целях снижения нагрузки на бизнес отменить плановые проверки. Вместо них РПН предлагает проводить с компаниями совместную профилактическую работу. Это касается надзора за сферой защиты прав потребителей.

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела - обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере - сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов. Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более - в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто - ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими - вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании - идти на данные меры или нет - решать компании. В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее.

Для большинства компаний тема проверок довольно болезненна. Несмотря на то, что современный бизнес знает свои права, в ситуации форс-мажора и стресса, которой, безусловно, является проверка, совершаются ошибки, грозящие тяжелыми последствиями. Чтобы вы не дали застать себя врасплох, мы собрали ряд рекомендаций о том, как вести себя при появлении сотрудников контролирующих органов.

юрисконсульт компании «Гарант»

Не секрет, что цели и задачи бизнес-субъектов и проверяющих структур в большинстве случаев не совпадают. Поэтому проверки часто сопровождаются конфликтами, а сам процесс – избыточным стрессом. Отсюда вытекает необходимость морально и организационно готовиться к проверкам, причем это относится как к руководителю и ключевым сотрудникам, которые будут общаться с проверяющими напрямую, так и к рядовым работникам. Цель такой подготовки – повышение общей безопасности предприятия.

Контуры безопасности

Система общей безопасности предприятия может быть представлена как совокупность контуров безопасности. Чем их больше – тем меньше возможностей для проверяющих появиться неожиданно.

Поясним это на примере. Обычный забор вокруг офисной территории с охраной на входе и шлагбаумом – первый контур безопасности. Сквозь этот контур уже может пройти не всякий, хотя и достаточно широкий круг лиц
(например, дворники или работники складов, которые находятся на офисной территории).

Второй контур – офисное здание. На входе – охрана и/или секретарь ресепшен. В офис проходит еще более узкий круг лиц с соответствующим допуском.

Третий контур – помещения, куда могут попасть только определенные работники. Организовать этот контур можно сугубо техническими средствами, например кодовыми или электронными замками. К таким помещениям относятся бухгалтерия, отдел кадров, договорной отдел, серверная и другие, в зависимости от особенностей конкретного предприятия.

Следующий контур – руководство, высший менеджмент предприятия. Войти к ним в кабинет можно только через приемную секретаря. Секретарь, доложив о приходе посетителей, как правило, приглашает их в переговорную комнату.

В данном примере рассмотрены четыре контура, но их может быть произвольное количество. Важен принцип, согласно которому первым проверяющих встречает охранник, а далее – по цепочке, в которой руководитель будет замыкающим. Такая организация встречи проверяющих является наиболее рациональной.

Не каждое предприятие может позволить себе такую многоступенчатость. Но к ней необходимо стремиться. Например, субъект малого предпринимательства может не иметь службы охраны, ресепшен и штатного юрис-
консульта. Однако дверь с глазком или переговорным устройством (видеодомофоном) может быть везде. Она и будет первым контуром безопасности. Уже на этом рубеже при общении через домофон может быть отказано в допуске на территорию лицам, не имеющим для такого допуска достаточных оснований (в зависимости от инструктажа работников и конкретных обстоятельств, например отсутствие документов на проверку).

Второй контур – стойка охраны или офис-менеджер, который должен осуществить следующие операции:

Обязательная вежливая и внимательная проверка документов и служебных удостоверений, данные которых переписываются.

Регистрация в вахтовой книге, тетради учета посетителей или аналогичной (не путайте с журналом учета проверок, туда записи вносятся по окончании проверки).

Доклад руководителю.

После чего посетителей препровождают в кабинет для переговоров, где им предстоит встреча с руководителем. Такой прием прежде всего сигнализирует о высоком уровне организации и порядка на проверяемом предприятии.

Под переговорную комнату рекомендуется отвести отдельный кабинет с необходимой мебелью. Это место, предназначенное не только для деловых встреч. Именно здесь целесообразно организовать рабочие места проверяющих при длительных проверках. Не рекомендуется выделять проверяющим места, скажем, в бухгалтерии или других подразделениях компании. Это может привести к снижению производительности труда как сотрудников предприятия, так и проверяющих.

Нужно организовать работу проверяющих так, чтобы они могли вести ее автономно, в отведенной переговорной, принося им необходимые документы для изучения.

Во время проверки сотрудникам необходимо ограничить обсуждение рабочих вопросов вне рабочих мест: в коридорах, курилках, столовых.

Сотрудники под глухой защитой

Руководитель должен ясно понимать, что проведение проверки на его предприятии вызывает стресс у сотрудников. При общении с проверяющими наиболее подходящая тактика для них – тактика «глухой защиты». Эта тактика позволяет минимизировать риск того, что сотрудник невольно навредит себе или предприятию. Тактика «глухой защиты», в общем, очень проста – ничего не говорить, ничего не подписывать. Конкретные рекомендации могут выглядеть так:

1. При попытках несанкционированного руководителем общения сотрудник должен потребовать у пришедших их служебные удостоверения и переписать на отдельный лист бумаги все данные. Без предъявления служебных удостоверений никакое общение недопустимо. Если удостоверения не предъявляются – немедленно доложить руководителю или на пост охраны. Если удостоверения предъявлены и сразу спрятаны, сослаться на приказ руководителя, служебную инструкцию: «У меня приказ директора – переписывать данные служебных удостоверений всех посетителей». О ситуации доложить руководителю.

2. Сотрудник имеет право не отвечать на вопросы, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. И это действительно так: право не отвечать на вопросы может быть ограничено только в некоторых случаях при допросах при производстве по возбужденному уголовному делу. Но, во-первых, такие допросы никогда или практически никогда не проводятся во время проверок. А во-вторых, даже в этом случае можно отказаться от общения до приезда адвоката (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

3. Не подписывать никаких документов: «У меня нет полномочий на подпись этого документа, и я не буду этого делать». Для рядовых сотрудников это действительно так. В частности, Закон № 294-ФЗ не обязывает их подписывать какие-либо документы и, соответственно, не предполагает никакой ответственности за отказ от подписи.

4. На вопросы можно отвечать стандартной репликой: «Я не буду обсуждать это, поскольку за разглашение коммерческой тайны могу быть привлечен к ответственности. На любые ваши вопросы ответит руководитель».

5. На просьбы (и требования) о выдаче документов, образцов продукции и прочего необходимо вежливо, но твердо отказывать: «Мне не позволяет должностная инструкция это делать без указания моего руководителя» или «Пожалуйста, обратитесь к руководителю, без его разрешения я не компетентен передать вам это».

6. О появлении проверяющих из надзорных органов немедленно докладывать руководителю.

7. Если работник не знает, как поступать и что делать/говорить, лучше не делать ничего: ничего не говорить, ничего не выдавать, ничего не подписывать, никуда не ехать. Не помогать и не препятствовать.

Имеет смысл проводить предупредительную работу – периодически освежать в памяти работников инструкции на случай появления проверяющих, тренировка тактики «глухой защиты». Рядовые сотрудники должны твердо усвоить – на все вопросы всегда отвечает только руководитель. Сотрудники вправе и обязаны молчать.

Если проверка «дружественная»

Не все проверки обязательно проходят в обстановке взаимного недоверия. Часть из них может проходить в более теплой атмосфере, в этом случае все участники процесса заинтересованы как можно более быстро и эффективно провести проверку.

Важный признак «дружественности» проверки – проверяющий заранее сообщает и даже (в определенных рамках, конечно) согласовывает свой визит на предприятие.

Подробнее о том, как вести себя во время «дружественной» проверки, читайте в одноименной статье из Энциклопедии решений.

Чтобы найти ее в системе ГАРАНТ, наберите в Базовом поиске: дружественная проверка . В открывшемся списке выберите документ «Как вести себя во время «дружественной» проверки».

О каком бы виде проверки ни шла речь, помните золотое правило «Кто предупрежден, тот вооружен». В ваших силах сохранить нервы здоровыми и бизнес невредимым. Используйте материалы Энциклопедий решений, чтобы быть подготовленными к любым рабочим ситуациям!

Когда вам потребуется найти выход из сложной правовой ситуации, обратитесь к Энциклопедиям решений. В них представлены конкретные ответы на актуальные вопросы. Вы получаете широкий спектр консультационных материалов с готовыми решениями и экспертными советами о том, как лучше действовать в той или иной ситуации.

Материалы Энциклопедий решений – результат кропотливой работы специалистов компании «Гарант», которые систематизируют и обрабатывают тысячи документов, перепроверяют предложенные вам решения, чтобы вы могли быть уверены в их правильности и надежности.

Полную информацию о проверках, все рекомендации, инструкции для различных групп сотрудников, перечень необходимых документов, краткие памятки на случай прихода проверяющих из конкретных органов (налоговая, трудовая инспекция, пожарный надзор) и другие полезные материалы вы можете найти в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей».

В «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» доступны рекомендации для директора, бухгалтера, секретарей и других сотрудников предприятия во время проведения проверок.