Что такое экономическая и социальная география мира. Что изучает экономическая география, физическая география и региональная экономика? Что изучает социально-экономическая география России и мира? Что представляет собой социально-экономическая география

Cоциально-экономическая география – это наука о территориальной организации общества, о формировании и развитии территориальных социально-экономических систем (ТСЭС).

Объектом исследований социально-экономической географии являются сложные территориальные социально-экономические системы, их подсистемы, структурные образования и элементы (рис. 1). Объект науки включает территориальные комплексы производительных сил в их единстве с природными условиями и ресурсами, населением и конкретным способом производства. В качестве подсистем и элементов ТСЭС выступают такие объекты исследований, как население, хозяйство и его различные отрасли, природные условия и ресурсы, территориально-производственные комплексы, экономические районы, по­селения, их сети и системы, агломерации и узлы, системы транспорта, другие территориальные сочетания.

Таким образом, социально-экономическая география сочетает в себе
одновременно элементы географии, экономики и социологии. Будучи наукой
географической, она использует в исследованиях общегеографические подходы и методы и работает в тесном контакте с природоведческими дисциплинами. Будучи наукой общественной, она использует в исследованиях экономические и социологические подходы и методы и работает в тесном контакте с общественными науками, имеющими с ней общий объект изучения.

Основная цель социально-экономической географии - изучение социально-экономических процессов и явлений в их территориальном выражении. Отсюда вытекают главные задачи исследований:

· изучение закономерностей формирования, развития и размещения ТСЭС;

· оценка условий и факторов, влияющих на развитие и размещение ТСЭС, их подсистем и элементов;

· выявление взаимосвязей между географической средой, производством и расселением;

· научно обоснованное районирование территории;

· выработка предложений по оптимизации и повышению эффективности функционирования отдельных элементов ТСЭС;

· исследование проблем народонаселения, формирования оптимальной системы населенных мест и рационального использования трудовых ресурсов;

· изучение экистических условий (условий расселения) и определение мер по их улучшению и выравниванию в территориальном плане;

· исследование географических различий в условиях, уровне и характере жизни населения, обоснование мер по сближению социально-экономических -параметров в различных типах поселений и районах страны;

  • разработка научных основ пространственной организации жизни социалистического общества для целей планирования и проектирования.
  • изучение экологического воздействия производства и расселения на природную среду.

География в настоящее время переживает глубокие структурные изменения, особенно ее общественные, социально-экономические ветви. Объект ее изучения расширяется и дополняется экономическими, социальными и экологическими направлениями. Вопросы экономического районирования, формирования промышленных узлов, территориально-промышленных и агропромышленных комплексов составляют главное направление работы экономико-географов. В связи с этим в рамках географии стали быстро развиваться такие направления, как география населения, география сферы обслуживания, география туризма и отдыха, медицинская география и др.


Необходимость оценки взаимосвязей в системе «общество - производство - окружающая среда» обусловила экологизацию современной социально-экономической географии, Отсюда вытекают новые направления исследований: контроль над изменениями природной среды, вызванными деятельностью человека; научные географические прогнозы последствий этого воздействия; предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных природных бедствий; оптимизация среды в природно-техногенных системах.

Предмет экономической и социальной географии мира

География сегодня представляет собой целую систему наук об особенностях природы, географической оболочке Земли, о размещении населения и его хозяйственной деятельности.

Исходя из того, что является объектом изучения, географию принято делить на физическую географию, экономическую и социальную географию.

Каждая из этих географических наук состоит из отдельных дисциплин.

Сам термин «экономическая география» предложил М. В. Ломоносов в 1760 г. Позже в становлении науки принимали участие выдающиеся отечественные ученые-географы Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкин, Н. Н.Колосовский, А. А. Григорьев и другие.

Экономическая и социальная география занимается изучением закономерностей размещения как по территории планеты в целом, так и по отдельным странам и регионам, населения и хозяйства.

Экономическая и социальная география имеет конкретные объекты исследования, которыми являются отрасли хозяйства, развивающиеся в определенных социально-экономических условиях, население, природные ресурсы. Все эти объекты изучаются под углом зрения их территориальной организации.

Замечание 1

Отсюда можно сказать, что предмет экономической и социальной географии – это процессы формирования территориальной организации хозяйства в разных странах, особенности и закономерности его развития и управления.

Эти объекты, только под другим углом изучаются и другими науками. Например, статистика занимается изучением хозяйства и его отраслей, более подробно изучением населения занимается демография и этнография, природные ресурсы и условия – предмет изучения физической географии, геологии, гидрологии. Таким образом, у всех этих наук существует общий объект исследования.

Страноведение является ветвью экономической и социальной географии и вместе они представляют общественную географическую науку, которая сочетает в себе географические, социологические, экономические элементы.

Являясь традиционной географической дисциплиной, страноведение занимается комплексным изучением отдельных стран и регионов планеты.

Также экономическая и социальная география занимается изучением и специфических объектов – это территориально-производственные комплексы, экономические районы, городские агломерации.

Экономическая и социальная география имеет присущую ей характерную черту – это связь с практикой хозяйственного строительства. Суть заключается в том, что она помогает хозяйству в вопросах научно-обоснованного использования природных ресурсов, охраны и воспроизводства этих ресурсов, преобразования и управления окружающей средой.

Экономическая и социальная география оказывает помощь в вопросах рационального размещения промышленного и сельскохозяйственного производства, в вопросах создания оптимальной транспортной системы, обеспечивающей более целесообразное географическое разделение труда.

Экономическая и социальная география вносит большой вклад в практику градостроительства, в создание систем расселения, участвуя, таким образом, в повышении экономической эффективности хозяйства.

Замечание 2

Экономическая и социальная география превратилась в конструктивную науку и стала непосредственной производительной силой общества.

Основные задачи экономической и социальной географии

Любую социально-экономическую систему экономическая и социальная география рассматривает как следствие хозяйственной деятельности людей, тесно связанную с природными условиями и ресурсами.

В общем виде социально-экономическая система представляет собой Мировое хозяйство, состоящее из хозяйств отдельных стран и регионов.

Базовую основу экономики той или иной страны или региона составляют трудовые и природные ресурсы.

Специализированные и вспомогательные отрасли хозяйства вместе с их транспортными артериями опираются на эту базовую основу.

Свое назначение экономическая и социальная география реализует через исторические, территориальные, системные, типологические методы исследования.

Как любая другая наука экономическая и социальная география ставит перед собой задачи и решает их:

  • ведет разработку научных основ рациональной пространственной организации общества, производства, расселения, социальных направлений, природопользования;
  • выявляет те законы, по которым идет формирование политической карты мира;
  • проводит анализ размещения природных ресурсов мира, а также степень их использования в хозяйстве;
  • ведет разработку географических основ управления, научной теории прогнозирования;
  • проводит анализ состава, размещения, динамики роста населения планеты;
  • исследует и дает оценку воздействия на мировое хозяйство научно-технического прогресса;
  • проводит учебную пропагандистскую работу по выработке общественного экономического и экологического мышления людей;
  • занимается исследованием особенностей формирования разных отраслей мирового хозяйства и их свойств;
  • оценивает место и роль отдельных азиатских и европейских стран и регионов в мировом хозяйстве;
  • занимается анализом природных ресурсов, населения и хозяйства отдельных африканских регионов и в целом континента;
  • анализирует экономико-географическое развитие стран Северной и Южной Америки, а также Австралии и Океании.

Замечание 3

Задачи, стоящие перед экономической и социальной географией мира, подчеркивают её многогранность и сложность. Знание её законов дает возможность каждому человеку ориентироваться в происходящих событиях и правильно их оценивать.

Мировое хозяйство, его состав и структура

Научно-техническая революция оказала большое влияние на структуру Мирового хозяйства, и специалисты выделяют в нем три уровня отраслей:

  1. макроструктура;
  2. мезоструктура;
  3. микроструктура.

Крупные экономические пропорции отражает макроструктура – пропорции между производственной и непроизводственной сферами, пропорции между промышленностью, строительством, сельским хозяйством, транспортом.

Исходя из этих пропорций, определяется тип страны – аграрный, индустриальный, постиндустриальный.

Формирование постиндустриальной структуры начало складываться под воздействием научно-технической революции. Характерной её чертой является изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферой.

В развитых странах мира число занятых в нематериальной сфере – сфере услуг, науке, образовании, культуре, превосходит число занятых в сфере производства.

В структуре материального производства научно-техническая революция вызвала большие прогрессивные сдвиги, которые проявились в том, что произошло изменение в соотношении между промышленностью и сельским хозяйством.

От того, насколько развита промышленность, зависит рост производительности труда во всех сферах хозяйства.

Мезоструктура отражает основные пропорции, которые складываются внутри промышленности, внутри сельского хозяйства, внутри транспорта и др. в структуре промышленности изменения происходят значительно быстрее, чем в структуре сельского хозяйства.

Тем не менее, заметно растет доля животноводства, увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов в растениеводстве.

Что касается микроотраслевой структуры, то она отражает те сдвиги, которые происходят в отдельных видах, прежде всего, промышленного производства.

В этой сфере на первый план сегодня выходят новейшие наукоемкие виды машиностроения и химической промышленности, производство электронно-вычислительной техники, аэрокосмической, лазерной техники, оборудование для атомной энергетики и др.

С термином социально-экономической географии я столкнулся в экономическом вузе. Читать раздел с таким нудным и неинтересным названием кажется скучным времяпрепровождением, поэтому я просто решил не углубляться в тему. Повезло, что во время экзамена по мировой экономике этот вопрос не попался. Интерес к социально-экономической географии у меня проснулся (как это ни нелепо) во время просмотра видео в Интернете.

Что представляет собой социально-экономическая география

Социально-экономическая география изучает общество, его территориальную организацию относительно экономики, политики, культуры и устройства. Она изучает множество областей, которые с ней связаны, даже военную географию и географию транспорта.

Социально-экономическая география зарождалась как география экономики, а потом постепенно расширялась. Изучая социально-экономическую географию, можно разобраться в том, почему в каких-то странах одни отрасли промышленности более развиты, чем в других, или узнать, как количество жителей в стране влияет на экологию и социальную психологию.


Где можно изучить социально-экономическую географию

Не каждый Университет углубляется в изучение и исследование этой темы. Оно и понятно, ведь это чисто научная специальность. Работу не в стенах университета после обучения социально-экономической географии найти тяжело. Но если карьера и деньги вас не особенно интересуют (вы просто хотите больше узнать о мире, и вам интересна такая тема), то смело делайте выбор в пользу высших учебных заведений, которые специализируются в этой области. Вот некоторые вузы России, которые отлично обучают социально-экономической географии:

  • институт географии РАН;
  • географический факультет МГУ;
  • тихоокеанский институт географии ДВО РАН;
  • институт Наук о Земле СПбГУ.

Как вариант, вы можете поступить в обычный вуз на экономический или географический факультет, там о ней точно расскажут, но не настолько подробно. В некоторых университетах читают только определенные области из этой системы наук. Например, географию промышленности или географию населения.

Конспект урока

Тема урока: Предмет социально-экономической географии мира. Методы экономико-географических исследований.

Цель урока:

образовательная: сформировать в учеников общее представление о предмете и задании социально-экономической географии мира, расширить знания о методах экономико-географических исследований;

развивающая: развить интерес к изучения темы;

воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: атлас, учебник, тетрадь.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.

Актуальность курса социально-экономической географии мира значительно выросла в связи с большими изменениями, что произошли в обществе за последние десятилетия. Это общественная наука, которая исследует население и его хозяйственную деятельность, а также хозяйство отдельных регионов, стран мира в целом. Таким образом, главное задание курса - выучить отдельные стороны жизни общества и хозяйства, чтоб знать как его улучшить.

ІІІ. Изучение нового материала.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Предметом изучения социально-экономической географии мира являются особенности и закономерности пространственной (территориальной) организации общества как части географической оболочки Земли. Основные задачи этого курса:

получить представление о современной политической карте мира;

научить различать государства мира по форме правления, территориально-административному устройству и уровню развития;

познакомиться с закономерностями в размещении мировых природных ресурсов, научиться оценивать обеспеченность ресурсами мира и отдельных стран;

рассмотреть глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения;

рассмотреть глобальные проблемы и возможные пути их решения;

выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;

показать роль регионов и крупнейших стран в мировом хозяйстве.

Исследуя определенное пространство, социально-экономическая география использует знания по физической географии. Это позволяет комплексно изучить регионы и страны, устанавливая взаимосвязь между их природными и социально-экономическими объектами. В этом появляется принцип единства системы географических наук.

Территориальная организация общества - это пространственная организация жизни людей, что включает размещение населения и хозяйства, а также ихние пространственные комбинации, объединения с определенными законами на определенной территории.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Как научная дисциплина социально-экономическая география очень сложная. Ведь она опирается на природные, экономические, социальные и политические понятия и факты. Поэтому спектр методов, которые применяют в общественно географических исследованиях, очень широкий, он включает как общенаучные, так и отраслевые методы.

Среди общенаучных методов общественно-географических исследований традиционно применяют наблюдения за новостями и фактами, их описание и объяснение с помощью анализа. Отдельно существует метод анализа аналоговых объектов, которые применяются в тех случаях, когда исследованные объекты подобны (аналогичны) и когда про одного из них есть достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного объекта переносят на все другие аналогичные объекты. Успешно используют и давний сравнительно-географический метод, отдельно в пространственных исследованиях политико-географических явлений и процессов.

Заметное место среди общенаучных методов имеет исторический метод, что дает возможность выучить динамику и тенденции социально-экономического развития.

В общественной географии пользуются также общенаучным балансовым методом, когда, составляют определенные компоненты, определяют схожесть, между ними. Так, например, часто рассматривают балансы природных ресурсов, населения и трудовых ресурсов, топлива, электроэнергии, продовольствия, грузопотоков, производства и потребления и др. Более специальным есть метод межотраслевых балансов, по которым анализируют движение или иных ресурсов между отраслями и между регионами. Такие исследования, где есть численные показатели требуют математических методов обработки данных.

Для получения оперативных данных нередко используют аэрометоды, космические методы с компьютерным дешифрованием полученной информации.

Картографический метод, что давно считается традиционным у географии, сейчас получил новый толчок развития благодаря ГИС-технологиям. Ведь теперь считывание и анализ карт можна можно использовать в автоматических режимах. К тому же для социально-экономической географии, что часто опирается на динамические характеристики, очень важным есть часовое зависимость ГИС. Ведь, в отличии от обычной географической карты, ГИС - активна многофункциональная база данных, которая может постоянно дополняться и обновляться.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

На протяжении всех лет изучения географии вы пользовались разными картами. Вам известно, что они содержат в десятки раз больше информации, чем текст. Важными источниками географических знаний являются энциклопедии, географические словари и другая научная и научно-популярная литература. Огромные возможности предоставляет также компьютер. С его помощью можно работать с электронными учебниками, картами и атласами.

Какие преимущества имеют электронные учебники перед обычным?

Географии необходим выход в мировое пространство.

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ МИРА.

Социально-экономическая география предлагает вам познакомиться с деланием мира на историко-географические регионы.

Европа: Западная Европа, Центральная и Восточная Европа.

Азия: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Центральная Азия, Северная Азия.

Африка: Северная Африка, Тропическая и Южная Африка.

Америка: Англо-Америка, Латинская Америка.

Австралия и Океания.

IV . Закрепление изученного материала.

Дайте ответы на вопросы.

1.Дайте определение социально-экономической географии мира.

2.Роскройте сущность понятия «территориальная организация общества».

3.Назавите задачи социально-экономической географии.

4.Какие вы знаете источники географических знаний?

V . Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Современную социально-экономическую географию можно рассматривать как группу наук, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, культуры, политическую географию. Постройте в тетради схему, которая будет отображать социально-экономическую географию как группу наук.

Задание 2.

Блицопрос.

1.Что изучает социальная география?

2.Что изучает экономическая география?

3.Перечислите какие методы изучения географии вы знаете?

4.Объясните как вы понимаете «историко-географический регион»?

5.Назовите причины формирования историко-географических регионов.

Задание 3.

Пользуясь картой атласа «Историко-географические регионы мира», определите, к какому европейскому субрегиону относиться Украина.

Проблемное задание.

Границы частей света проведены довольно условно. Так, в последних изданий атласов 10 класса к Азии отнесена часть острова Новая Гвинея, которая раньше традиционно считалась частью Австралии и Океании. Такой подход, наверное, не совсем последователен. Поскольку если руководствоваться исключительно проведением границ регионов по границам государств, то Гавайские острова нужно относить не к Океании, а к Америке (это территория США). Но при таком подходе больше всего вопросов могут вызывать границы между Европой и Азией. Приведите примеры стран, территория которых расположена в двух частях света, и предложите свой подход к тому, относить их к Европе или Азии.

Таблица 1

Страны, расположенные в двух частях света.

Страна

Часть света

VI . Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?

VIII . Домашнее задание.

География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. Географическую науку можно разделить на два больших раздела: физическую географию с одной стороны и социально-экономическую географию – с другой.

Физическая география

Объектами изучения физической географии является географическая оболочка Земли, почвоведение, климатология, гляциология, которая изучает льды, океанология и гидрология, а также палеогеография, которая изучает прошлое географической оболочки. Физическая география изучает климат и рельеф стран мира, их особенности расположения на материках.

В последние годы проявляется интерес к такой дисциплине физической географии, как урбанистика. Урбанистика – наука о городах, о взаимодействии городских систем между собой и с человеком.

Рис. 1. Нью-Йорк – огромный мегаполис.

Физическую географию изучают с 6 класса школы, а социальную и экономическую, как более сложную отрасль науки, проходят в 10 -11 классе.

Физическая география в зачаточном виде зародилась еще в IV веке до нашей эры. Но только спустя столетия, после крупных морских экспедиций Колумба, Поло, Магеллана человечество осознало, как важно изучать и постигать окружающий мир.

Рис. 2. Ф. Магеллан.

Социальная и экономическая география

Социальную и экономическую географию зачастую объединяют в один большой раздел – социально-экономическую географию. Социальная география изучает общество, жизнь и взаимодействие людей в нем. Экономическая география изучает экономическую жизнь общества, его место в мировом хозяйстве. Но в центре любого общества находится человек, поэтому две отрасли одной науки объединились в одну.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 3. Человек и общество.

Социально-экономическая география ставит перед собой конкретный предмет и задачи. Предметом является исследование мировой экономики в целом, а также экономика отдельных государств и обществ внутри различных государств. Также предметом является процесс формирования и развития социально-экономических систем, а также способы управления ими.

Объектом изучения социально-экономической географии являются отдельные страны, их население, политические институты. Главной целью являются совершенствование территориальной организации общества и рациональное размещение производственных сил.

Социально-экономическая география начала развиваться еще в античности. Происходило это во время процесса заселения новых территорий.

Место социально-экономической географии в системе наук очень велико, так как в нашем стремительно развивающемся обществе необходимо обладать знаниями о социально-экономическом развитии общества, о свойствах и особенностях образа и качества жизни людей.

Что мы узнали?

Физическая, экономическая и социальная география являются важными отраслями одной науки. Социальную и экономическую географию часто объединяют в одну отрасль, и рассматривают их как зависящие друг от друга дисциплины.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 100.