Тема: Взгляды на роль государства в экономике различных экономических школ. Экономические школы о государственном регулировании экономики Определяющая роль принадлежит ценовому регулированию школа

2 Экономические школы о государственном регулировании экономики

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.

Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante – купец, торговец – сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами.

Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать.

Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам. В соответствии с классическим подходом государство должно:

1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;

2. Обеспечивать правосудие;

3. Создавать и содержать общественные учреждения.

В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом . Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.

В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией .

В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег .

Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы.

Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.

Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы .


экономические положения, на которые мы можем опираться в долгосрочном социально-экономическом развитии. Поэтому проведение научных исследований и разработка комплексной системы государственного регулирования экономики России как фундаментальной, стратегической основы развития общества в условиях перехода к рыночным отношениям является важной, чрезвычайно актуальной научной и практической...

Экономической стратегии государства, но и координирует усилия министерств и ведомств, опираясь на законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. Государственное регулирование экономики осуществляется посредством административных и экономических методов. Административные методы предусматривают создание правовой базы, экономического законодательства, регулирующего...



Строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые или не аккумулируемые в бюджете. налог бюджет государственный 1.3 Понятие и виды налоговой политики Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства (регулирования) в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий...

И воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современ­ным условиям хозяйствования. 1.2. Цели и формы государственного регулирования. Как заметили французские предприниматели, прибывшие в Моск­ву осенью I991 г. по приглашению Научно-промышленного союза СССР, «убеждение, что основной признак рыночной...

Школы государственного регулирования экономики

Роль государственного регулирования экономики изучалась и анализировалась различными школами еще с XVIII в. Основными являются такие теоретические школы, как: меркантилизма, классики теории невмешательства в экономику, кейнсианская, представители неоклассической теории монетаристов, неокейнсианская. Представители этих школ по-разному трактовали роль государства в становлении и развитии экономических отношений.

В мировой практике сложились три основных подхода к вопросу о роли государства в регулировании экономики: первый, основанный на концепции невмешательства государства в экономические процессы, второй, ограничивает роль государства в управлении экономикой, при этом степень вмешательства государства в экономику зависит от уровня ее развития и конкретных экономических условий; третий подход предполагает активное вмешательство государства в разработку и реализацию экономической политики.

Меркантилизм

Основой экономической школы в период позднего средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм - учение французских экономистов XVIII в., Суть которого заключалась в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны с целью содействия обогащению страны и короля. Сторонники меркантилизма (Т. Мэн, А. Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику с целью пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период (главный показатель богатства страны - количество золота) меркантилисты призвали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая теория невмешательства в экономику

В работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов" утверждалось, что "свободная игра рыночных сил (принцип" невидимой руки ") создает гармоничное устройство". Согласно классическому подходу государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и решать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к удовлетворению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Сущность этой теории заключалась в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, в частности: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская концепция

Получила широкое распространение в 30-е годы XX в. после глубокого спада в экономическом развитии США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Дж. Кейнса можно назвать "кризисной", поскольку он рассматривал экономику в состоянии депрессии. Согласно его теории государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов: гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест. Модель государственного регулирования, предложенная Дж. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов оказалась несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накопленного капитала. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианский путь выхода из кризиса только раскручивал инфляционную спираль. Под влиянием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неоклассическая теория монетаризма

Теоретической основой неоконсервативной модели были концепции неоклассического направления экономической мысли (И. Фишер, М. Фридмен). Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники теории экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, то есть капитализации части дохода, за счет заемных средств (кредитов). Согласно этой теории государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные препятствия на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому сторонники невмешательства в экономику предложили осуществление антиинфляционных мероприятий (на основе рекомендаций монетаристов) и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Согласно неоклассической теории государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главную же роль в реализации экономического развития страны выполняют рыночные силы. Основой монетаристского подхода в рамках неоклассической теории является постулат о жесткую связь предложения денег и скорость их оборота с объемами производства и уровнем цен. Анализируя экономические связи сторонники монетарного подхода считают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости оборота денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от предложения денег.

Неокейнсианцы - утверждают, что циклические колебания и инфляция вызывают изменения в совокупных расходах и предложения денег (Дж. Робинсон, Р. Харрод, Б. Домара). Неокейнсианцы выступают за активное стабилизационную политику с преимущественным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Такое количество теорий о роли государства в экономике обусловлена прежде всего отсутствием целостных концептуальных представлений о явлениях, возникающих в экономической жизни, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений об экономических процессах. Так, в состоянии оказались как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем активизации государственного вмешательства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения вмешательства государства в экономические процессы только методами монетарной политики. Отсутствие целостной теории не позволяет неокейнсианцы обоснованно подойти к оценке роли и прогнозирования явлений, реально происходят. Современная теория государственного регулирования экономики основана на рациональном сочетании основных подходов, что позволяет направлять общественные усилия на достижение определенных целей экономического развития и социального обеспечения.

Понятие государственного регулирования экономики, его основная цель и задачи

Государственное регулирование экономики - это вмешательство государственных органов власти с помощью различных методов и инструментов развития основных экономических процессов с целью обеспечения позитивных социально-экономических результатов.

Объективной необходимостью такого вмешательства является неспособность рынка, характеризующийся стихийностью развития, обеспечить выполнение экономической политики государства, которая предусматривает, во-первых, создание прочной материальной основы для роста благосостояния народа; во-вторых, обеспечение общественного воспроизводства в необходимых пропорциях и масштабах; в-третьих, поддержание баланса социально-экономических интересов различных слоев населения и, в-четвертых, сохранение целостности территориального пространства страны. Основная цель государственного регулирования экономики заключается в необходимости обеспечения надлежащих условий для устойчивого экономического развития и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения. Согласно этой цели можно сформулировать основные задачи государственного регулирования экономики: обеспечение запланированного экономического роста и развития; достижения продуктивной занятости трудовых ресурсов; создание прозрачного и справедливого перераспределения доходов населения; достижения экономической эффективности в стране; обеспечение внешнеторгового баланса страны.

Субъектом государственного регулирования есть человек (гражданин), которая конкретизируется в органах государственной власти, а именно: Президенту, Верховной Раде, Совету Министров, представителям местных администраций (на Украине - областных государственных администрациях).

К объектам государственного регулирования экономики относятся:

Экономические подсистемы: экономика регионов и отраслей экономики;

Экономические сферы: общественное производство; денежно-кредитная; бюджетно-финансовая; инвестиционно-инновационная; внешнеэкономическая и др.;

Реальный сектор экономики;

Процесс ценообразования и инфляция;

Деятельность предприятий и организаций, а также предпринимательская деятельность.

Государственное регулирование экономики е одной из функций управления экономикой. К основным функциям управления экономикой относятся как стратегическое планирование экономического развития (разработка стратегии развития национальной экономики); программирования (разработка национальных программ экономического развития); организация управления национальной экономикой; мотивация деятельности органов государственной власти; контроль и регулирование экономического развития.

Несмотря на то, что государственное регулирование экономики является одной из основных функций государственного управления, на практике для обеспечения национального экономического развития используется комплексный подход к реализации всех функций, так как они взаимосвязаны.

Система экономической политики

Условия возникновения: первичное накопление капитала под эгидой государства (16-17 вв.), активная колониальная политика.

Протекционизм – защита отечественного производителя (мануфактуры) и торговли.

Поле конкуренции - внешняя торговля.

    Физиократы о ГР

17-18 В. - государство не должно вмешиваться в управление экономикой.

Первая экономическая доктрина, требующая свободу, торговли, прежде всего. Земля – единственный источник и фактор производства и богатства. Регулирование в пользу сельского хозяйства.

Разработали теорию денежного обращения и торговли.

Полагали, что в жизни общества господствует некий естественный порядок, который необходимо определить и не нарушать. Главная забота государства – защита естественного права. В основе которого частная собственность.

Физиократы утверждали, что экономические законы так же естественны, как законы природы, их не нужно придумывать, их надо познавать и им подчиняться. В противовес меркантилистам физиократы отвергали гос.регулирование экономической жизни. Они выдвинули лозунг (Пусть идет, как идет). Роль государства, считали физиократы, сводится к охране свободы и собственности.

Физиократы отвергли необходимость гос.регулирования внешней и внутренней торговли и призывали правительство содействовать развитию сельского хозяйства. Они выступали за свободный механизм хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции. Принцип свободы экон.деятельности становится основополагающим у физиократов. Они отводили государству такие функции, как, сохранение естественного порядка, организация предприятий общественного характера, фискальную функция сбора налогов (основную функцию сбора налогов).

Основные представители: Франсуа Кенэ; А.Тюрго

Франсуа Кенэ – в экономической жизни участвуют три класса:

    Производительный (те кто обрабатывают землю, крестьяне-арендаторы)

    Класс собственников земли (король, дворянство, духовенство)

    Непроизводительный «бесплодный» (те, кто связан с промышленном производством: ремесленники, предприниматели, наемные рабочие, торговцы)

Кенэ показал, как в национальной экономике движутся товарные и денежные потоки между классами, в результате чего земледельцы производят питания для всех классов, сырье для промышленности, семена для следующего года. Полученный чистый продукт они передают собственникам земли в виде рента. Теоретическая концепция Кенэ была основой политических требований физиократов. Они считали, что поскольку весь чистый доход доставляется классу собственников, то нужно ввести с этого дохода и взимать его с земли собственников.

Дальнейшее развитие теория физиократов получила в творчестве и деятельности А.Тюрго – он попытался осуществить налоговые реформы, сократить расходы на содержание двора. Как и все физиократы, он выступал за свободу торговли, свободу ценообразования.

17-18 вв.- государство не должно вмешиваться в управление экономикой.

Первая экономическая доктрина

Земля - единственный источник и фактор производства и богатства, дающий излишек валового дохода над издержками производства.

Противопоставляли сельхоз-во торговле и обрабатывающей пром-ти.

Первая макроэкономическая схема потока продуктов. Регулирование в пользу сельского хозяйства.

Разработали теорию денежного обращения и торговли.

В жизни общества господствует некий естественный порядок, который необходимо определить и не нарушать.

    Классическая школа политэкономии о ГР

Классическая школа политэкономии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала.

За ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь «А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы”

Основные представители: А.Смита, Д.Рикардо

Основными принципами классической школы, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его «экономический человек» и «невидимая рука» убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли переосмыслению и углубленной переработке основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., когда Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества. Выделим характерные признаки классической школы:

Неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

Преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

Выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно- следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.

Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.

Деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми.

По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:

Ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

Ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

Создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Истоки экономической науки находятся в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Однако сам термин «экономика» изобрел в VΙ в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом, написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который делил науку о богатстве на экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

Как самостоятельная наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVΙ-XVII веках. В период зарождения мануфактуры, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения появляется такое направление в экономической науке, как меркантилизм. Сущность его сводится к определению источника богатства, находящегося, по их мнению, в сфере обращения. Меркантилисты были представителями торговли и само богатство видели лишь в деньгах. Один из представителей французского меркантилизма – Антуан Монкретьен ввел в научный оборот и новое имя для этой дисциплины – «политическая экономия». С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615 г.) экономическая наука более 300 лет развивалась как наука о законах хозяйствования в государстве (с греческого – «политэйя» – государственное устройство). С этого же труда наметился и отход от понимания денег как единственного источника богатства. Учение У. Петти (1623-1686) служит переходом от меркантилизма к классической (подлинной) науке, где источником богатства признаются уже труд и земля.

Физиократы, являясь выразителями интересов крупных землевладельцев, обогатили экономическую науку теорией воспроизводства и движения всего общественного продукта. Источником богатства признается не просто труд в земледелии, но превышение продукта произведенного над продуктом, потребленным в сельском хозяйстве (и только в сельском хозяйстве, что и является ограниченным в этом направлении экономической мысли).

А.Смит и Д.Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии, исследовавшей идеи рыночной саморегуляции на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. А. Смит определяет источником материального богатства труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда. Популярность учения Смита была столь высока, что вплоть до XIX века политическая экономия считалась английской наукой, а изучающих политическую экономию называли смитианцами.



Классическая школа дала основу для двух противоположных школ – марксизма и маржинализма, возникших примерно в один период конца ХIХ- начала ХХ века. Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Главный труд К.Маркса «Капитал» (1867) раскрывает объективные законы развития капиталистического способа производства, внутренний источник его самодвижения – противоречия. Здесь исследована формула производства прибавочной стоимости, процесс воспроизводства (простого и расширенного, за счет накоплений), дан глубокий анализ товара, его стоимости и эволюции форм стоимости, а также капиталистических издержек производства и цены производства, ренты, капиталистической формы эксплуатации и т.п. Рассмотрено понятие и причины экономических кризисов, раскрыт закон капиталистического народонаселения.

Маржинализм (от английского marginal – предельный) – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явления, а их изменение в связи с изменением других явлений. Родоначальником этой теории считают представителя австрийской школы Карла Менгера (1840-1921). Главные категории, исследуемые маржинализмом – это предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д. На базе субъективных оценок теория объясняет спрос и предложение, цену, поведение фирмы на рынке и т.п. Маржинализм в основном опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

К главным направлениям современной экономической мысли относятся: 1) неоклассическое; 2) кейнсианское и неокейнсианское; 3) неолиберализм; 4) институционализм и неоинституционализм.

Неоклассика – это направлении экономической теории, ориентирующее на свободное предпринимательство и рыночный механизм, ограниченное государственное вмешательство в экономику. Сегодня это самое популярное в мировой экономической литературе направление, имеющее в своем составе целый ряд разнообразных теорий, таких как монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения, теория экономических организаций и т.п. Это теории, утверждающие, что предложение рождает спрос, а потому экономику надо анализировать с точки зрения производителей и их интересов. Налоговая система должна поддерживать именно производителя, а денежные факторы являются главными в стабилизации экономики.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – родоначальник кейнсианского направления экономической мысли исследовал кризисную экономику и исходил из того, что спрос рождает предложение. Он обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Проблема занятости явилась у него связанной с проблемой роста национального объема производства. Основные категории, исследуемые кейнсианцами – это емкость рынка, принцип эффективного спроса, эффект мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и норма процента. Неокейнсианцы продолжили эти исследования, добавив анализ динамики экономических процессов (теории роста), теории несовершенной конкуренции, системы «встроенных стабилизаторов» в фискальной политике государства и т.д.

Неолиберализм – это направление в экономической науке, согласно которому государство лишь создает правила «игры» для субъектов рыночной экономики и поддерживает эти правила, но при этом свобода конкуренции остается незыблемой, так как при должной ответственности сторон частное предпринимательство способно не только вывести экономику из кризиса, но и обеспечить благосостояние населения. Наиболее популярна в последние годы, разработанная в рамках неолиберализма, теория социального рыночного хозяйства, автором которой был государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977). Именно он постарался воплотить свои теоретические идеи на практике в той модели экономической системы, которая и была создана в Германии. Государство призвано гарантировать свободу конкуренции, равновесное состояние экономики и обеспечить социальную направленность в развитии этого общества, где каждый сам способен себя обеспечить.

Название институционального направления экономических учений происходит от латинского слова – institutum – установление, устройство. Все ученые этого направления рассматривают экономику как систему, где отношения складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов. Ключевое понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении исключительное место занимает проблема трансформации современного общества. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (ДЖ. Гэлбрейт, Р. Арон, Ян Тинберген). Впрочем это направление также имеет несколько школ в своем составе: социально-психологический, социально-правовой, конъюнктурно -– статистический институционализм. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным и правовым проблемам в экономике. Широко известны стали последние достижения этой школы – экономическая теория прав собственности (Р. Коуз) и теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен). Сегодня это одно из динамично развивающихся направлений экономической науки, гибкое, способное к синтезу различных школ и взглядов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что современная экономика как наука – это синтез всех достижений экономической мысли человечества.

Вопрос : Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, получила название…

+кейнсианской школы

классической школы

монетаризма

маржинализма


Лекция 2: Экономические отношения; экономические системы

  1. Историческое развитие экономических систем.
  2. Типы экономических систем.
  3. Собственность: понятие, субъект, объект.
  4. Формы собственности.
  5. Преобразование форм собственности.

В западной экономической науке существует несколько направлений, характеризующих роль государства в экономике. Между ними есть общность и различия. Общее состоит в том, что они исходят из важности рыночной экономики. Различия заключаются в неодинаковых точках зрения на экономическую роль государства. Кейнсианцы, институционалисты, неолибералы придерживаются концепции смешанной экономики. Монетаристы, сторонники теории рациональных ожиданий и экономики предложения обосновывают тезис о невмешательстве государства в экономику или минимизации такого вмешательства.

Кейнсианство

Со времен Сэя и Рикардо экономисты утверждали, что предложение само порождает спрос. Все продавцы неизбежно являются покупателями. Закон Сэя провозглашал, что рыночная экономика по своей природе самостоятельно обеспечивает сбалансированность спроса и предложения. Кризисы невозможны. Не существует препятствий к достижению полной занятости. До Кейнса экономисты исходили из того, что теория производства и занятости может быть построена на основе натурального обмена. Деньги же никакой самостоятельной роли в экономике не играют.

Закон Сэя был подвергнут критике К. Марксом, но западная экономическая мысль проигнорировала ее. К. Маркс считал, что обмен товаров с помощью денег создает серьезные проблемы. Возникает разрыв между актами продажи и купли. Никто не обязан покупать, даже если он что-либо продал. Деньги изымаются из обращения, а дальнейший обмен товаров приостанавливается. Дж. Кейнс существенно изменил течение экономической мысли Запада. Он сделал вывод, что рыночная экономика внутренне неустойчива.

Утверждают, что для Дж.М. Кейнса деньги ничто (а для сторонников монетаризма - деньги все). Между тем его главный труд называется «Общая теория занятости, процента и денег». Оценка Кейнсом неустойчивости рыночной экономики не могла появиться без признания роли денег.

У Кейнса проблема состоит не просто в нарушении равновесия между спросом и предложением. Общество страдает от недостатка совокупного спроса: C + I, где С - потребление, I - инвестиции. В этом пункте позиции Дж. Кейнса и К. Маркса совпадают. Последний считал, что главная проблема для капитализма - это проблема реализации. Но между ними есть различия в объяснении причин недостаточности совокупного спроса. К. Маркс объясняет это спецификой капиталистических отношений, характером распределения, в результате чего потребление растет, но растет медленнее, чем производство. Нарушаются основные пропорции производства.

Кейнс открыл основной психологический закон: «Люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход» 1 .

Более высокий абсолютный уровень дохода ведет к увеличению разрыва между доходом и потреблением. Превышение дохода над потреблением есть сбережение:

Сбережение = Доход - Потребление.

Разрыв между доходом и потреблением должен заполняться новыми инвестициями. При равенстве сбережений и инвестиций достигаются полная занятость и сбалансированность экономики. Факторы, управляющие сбережениями и инвестициями, различны. Сберегают домашние хозяйства и финансовые институты, решения об инвестировании принимают фирмы. Вот здесь-то и может происходить расстыковка сбережений и инвестиций. Если сбережения превышают инвестиции, то совокупный спрос уменьшается. Положение усугубляется и потому, что действует тенденция к уменьшению доли потребления в национальном доходе. Регулирование объемов инвестиций и потребления невозможно без вмешательства государства.

Марксисты поставили вопрос об экономической роли государства раньше, чем Дж.М. Кейнс. Но у них были разные подходы к этому вопросу. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» указывал на перерастание производительными силами капиталистической собственности во всех ее формах (частной, коллективной). Неспособность индивидуальных предпринимателей, акционерных обществ справиться с производительными силами заставляет общество взять их в свои руки.

Дж.М. Кейнс не считал, что капиталистическая собственность изжила себя. Нет оснований полагать, что существующая система, писал он, плохо использует те факторы производства, которые она вообще использует. Конечно, случаются просчеты в предвидении, но их не избежать и при централизованном принятии решений. «Результатом заполнения пробелов классической теории должно быть не устранение «манчестерской систе-

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. С. 157.

мы», а выяснение условий, которых требует свободная игра экономических сил для того, чтобы она могла привести к реализации всех потенциальных возможностей производства» .

Кейнс предполагал, что государство будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций. Оно также будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению. Помимо необходимости централизованного контроля для достижения согласованности между склонностью к потреблению и побуждением инвестировать, оснований для социализации экономики нет. Кейнс выступал против системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества. В отличие от Кейнса марксисты абсолютизировали тенденцию к огосударствлению, что со временем привело экономику восточноевропейских стран к бюрократизации и лишило ее всяких стимулов к научно-техническому прогрессу.

Кейнсианство положило начало переменам в экономической политике. Традиционно считалось, что налоговые ставки должны быть одинаковыми во все времена, хорошие и плохие. Кейнс считал налоги важным методом регулирования экономики, а следовательно, и необходимым изменение налоговых ставок в зависимости от экономической ситуации.

До Кейнса экономисты полагали, что государство должно поступать, как семья: расходы должны быть равны доходам.

Соответственно государственный бюджет должен балансироваться ежегодно. Кейнсианцы обосновали принцип балансирования бюджета на протяжении цикла. В период рецессии бюджет сводится с дефицитом, в период подъема - с избытком доходов над расходами. Но в течение цикла бюджет должен быть сбалансирован. В конце 80-х годов идея сбалансированности бюджета на протяжении цикла была модифицирована. Развитые страны начали осуществлять так называемую консолидацию фискальных отношений. Эта политика включала ограничение размеров дефицита бюджетов, объема государственного долга, сбалансированность бюджетов на ежегодной основе. Некоторые страны стремились к образованию профицитных бюджетов.

Дж. Кейнс предложил использовать кредитно-денежную политику для регулирования экономики прежде всего через изменения ставки процента. Правда, он писал, что относится несколько скептически к возможности успеха чисто денежной политики, направленной на регулирование ставки процента. В условиях Великой депрессии 1929-1933 гг. денежная политика была недостаточна для возрождения экономики. И это правильно. Но нельзя Кейнсу приписывать недооценку денежной политики вообще. Современные кейнсианцы в отличие от монетаристов признают важность и бюджетной, и кредитно-денежной политики.

Дж. Кейнс и его последователи создали реалистическую теорию цикла. Марксизм объясняет циклическое развитие перенакоплением капитала, при котором увеличение капитала не сопровождается соответствующим ростом массы прибыли. Обновление основного капитала, утверждал К. Маркс, есть материальная основа цикла.

Дж. Кейнс считал, что цикл связан с изменением предельной эффективности капитала. Главное объяснение кризиса надо искать во внезапном падении предельной эффективности капитала (нормы доходности предельной затраты капитала). Фактор времени в экономическом цикле (т.е. его продолжительность) определяется причинами, обусловливающими восстановление предельной эффективности капитала. К числу таких причин относятся продолжительность срока службы имущества длительного пользования, а также величина затрат на содержание избыточных запасов. Промежуток времени, который должен пройти до того момента, пока недостаток капитала вследствие его использования, порчи и материального старения станет вполне очевидным и вызовет рост его предельной эффективности, может быть довольно устойчивой функцией средней продолжительности службы капитала в данный период.

Марксизм считал цикл атрибутом капиталистических производственных отношений. Однако сравнительный анализ этого явления К. Марксом и Дж. Кейнсом показывает, что цикл обусловлен не столько капиталистической собственностью, сколько необходимостью обновления имущества длительного пользования. Экономика не может развиваться одинаковыми темпами. Необходимо обновлять изношенное оборудование, здания и сооружения, темпы роста производства падают, его объем сокращается абсолютно. После обновления имущества длительного пользования движение производства вновь возобновляется. Таким образом, кейнсианство и марксизм объясняют цикл движением инвестиций и изменением нормы прибыли.

  • Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. С. 454.