Функции департамента страхового надзора министерства финансов рф. Страховой надзор в российской федерации. Какими правами обладает Департамент страхового надзора

Все территориальные управления Банка России, которые сегодня работают со страховщиками, в ближайшее время могут лишиться функций надзора, рассказывает собеседник АСН. Деятельность центров компетенции ЦБ будет пересмотрена, уже упразднены центры в Северо-Западном и Новосибирском округах, заявил представитель ЦБ страховщикам на закрытой встрече 7 февраля.

При этом сфера ответственности главного управления ЦБ в части страхового надзора, напротив, существенно расширится, а сама система контроля за участниками рынка станет трехуровневой. Первый уровень распространится на 22 системно значимые компании, их будет контролировать непосредственно Департамент страхового рынка Банка России. На втором уровне – средние и мелкие страховщики, курировать их, как ожидается, станет начальник управления страхового надзора департамента страхового рынка Иван Давыдов. Отвечать за третий уровень – это все остальные субъекты страхового дела, включая брокеров, – возможно, будет заместитель начальника ГУ ЦБ по ЦФО Юлия Бондарева.

«Фактически весь надзор за страховщиками теперь будет в руках центрального аппарата и профильного департамента ЦБ», – поясняет источник АСН. Помимо этого, по его словам, со II полугодия ЦБ может перейти к групповому надзору, то есть анализировать деятельность не отдельной компании, а всей страховой группы, объединяющей, как правило, универсального страховщика, СМО, страховщика жизни и перестраховочную компанию.

Представитель ЦБ, комментируя план реформы, сообщил АСН, что решение о территориальной структуре надзора за субъектами страхового дела «будет принято по итогам реинжиниринга бизнес-процессов Банка России». Когда завершится этот процесс, в пресс-службе ЦБ не уточнили.

Собеседники АСН рассказывают, что 7 февраля также обсуждался вопрос ужесточения требований к минимальному уставному капиталу страховщиков. Глава профильного департамента ЦБ Игорь Жук заявил собравшимся, что введение нормы о повышении минимального уставного капитала страховщиков со 120 млн до 300 млн р., вероятно, отложат на полтора года – до 1 января 2019 г. По расчетам регулятора, это требование одномоментно выведет с рынка как минимум 100 страховщиков. «Это преимущественно региональные компании, сборы которых не превышают 100 млн р. в год», - говорит один из участников совещания. Он добавил со ссылкой на представителя ЦБ, что в настоящий момент у ряда страховщиков из ТОП-5 есть проблемы с ликвидностью либо активами.

В государственном реестре субъектов страхового дела по состоянию на 31 января числилось 130 страховых компаний, зарегистрированные в Москве, 14 – в Московской области, 12 – в Санкт-Петербурге и 97 – в остальных регионах, включая четыре – в Крыму.

Тема 3. Организация страхового дела. Основные участники страховых отношений и страховые посредники.

Вопрос 4. Лицензирование страховых организаций.

Страхование в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова, В.С. Балинова, А.Б. Кулешова, Р.З.Яблукова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -296 с. (стр. 74-81, с сокращениями)

3.5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности

Что представляет собой лицензирование страховой деятельности?

Лицензирование страховых операций страховщиков, которые осуществляют свою деятельность на территории России, осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и носит обязательный характер.

Лицензии выдаются на осуществление имущественного страхования ответственности, добровольного и обяза т ельного личного страхования, а также перестрахования, с указанием конкретных видов страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Общее положение о лицензировании, составе лицензии, владельцах лицензии, порядке выдачи лицензии на проведение страховой деятельности, контроле за использованием лицензии изложены в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 12 октября 1992 года N 2 02-02/4 (с изм. и доп. от 22 ноября 1993 года).

Приказом Росстрахнадзора утверждено Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от 26 июня 1995 года No 02-02/03 и от 10 августа 1994 года N 2 02-02/14.

Лицензия выдается на осуществление строго оговоренных в ней видов страхования. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории страны, так и в пределах отдельных регионов. Как правило, лицензия не имеет ограничения по сроку действия, но в некоторых случаях страховщикам выдается временная лицензия, где указывается срок ее действия.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, а в случае отказа в выдаче лицензии в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

Что необходимо страховщику для получения лицензии?

Для получения лицензии страховщику необходимо иметь уставный капитал (на день подачи документов), оплаченный за счет денежных средств в установленных законом размерах. В том случае, если страховая организация обращается впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности, оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать осуществление планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны соответствовать следующим требованиям:

1) обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств Ha последнюю отчетную дату согласно данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;

2) бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования;

З) отсутствие действующ и х санкций за нарушение законодательства.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, прошедший регистрацию, должен предъявить следующие документы:

1) правила и условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, которые подтверждают наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

2) программу развития страховых операций на три года, которая включает виды и объемы планируемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

3) статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Какие документы страховщик получает вместе с лицензией?

При получении лицензии страховщик получает следующие документы:

1) лицензию, которая содержит такие сведения, как наименование стра­ховщика и его юридический адрес; наименование видов деятельности, на проведение которых страховщик имеет право; номер лицензии и дата ее выдачи;

2) приложение к лицензии, содержащее перечень конкретных видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

3) структуру страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора;

4) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора.

Какие документы необходимы юридическим лицам для получения лицензии на осуществление страховой деятельности?

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

1) заявление установленной формы;

2) документы, которые подтверждают оплату уставного капитала: акты поиема-передачи имущества, справка банка, а также другие документы;

3) учредительные документы: устав, который составлен в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, который подтверждает государственную регистрацию юридического лица;

4) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

5) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме;

6) экономическое обоснование страховой де ятельности: план по перестрахованию (необходим в том случае если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10% собственных средств страховщика); бизнес-план на первый год деятельности; план размещения средств страховых резервов; положение о порядке формирования и использования страховых средств; расчет соотношения активов и обязательств представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность н е менее одного года; баланс с приложением отчет а о финансовых ре зультатах на последнюю отчетную дату.

7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета с указанием источника исходных данных и структуры тарифных ставок.

Какие санкции имеет право налагать Департамент страхового надзора Российской Федерации на страховые организации, нарушившие требования законодательства о страховании?

Департамент страхового надзора Российской Федерации имеет право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на страховщика следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии, а также отзыв лицензии.

Что представляет собой предписание?

Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, которое обязывает страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания являются:

1) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;

3) осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законодательством;

4) непредставление в срок документов, которые были потребованы органами страхового надзора;

5) несообщение в установленный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях;

6) установление факта представления в орган страхового надзора недостоверной информации;

7) нарушение установленных требований о представлении отчетности в орган страхового надзора.

В чем сущность приостановления действия лицензии, ограничение ее действия и отзыва лицензии?

Приостановление действия лицензии - запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия.

Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории.

Представление страховщиком в установленный срок документов, которые свидетельствуют об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии.

Отзыв лицензии - непредставление страховщиком в установленный срок данных документов. Он влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность и исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.

При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. Решения о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуются в печати. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Какими правами обладает Департамент страхового надзора?

Департамент страхового надзора имеет право для осуществления возложенных на него задач осуществлять следующие действия:

1) получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, которая подтверждает; достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

2) контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов э тих организаций.

3) проводить проверки отдельных с торон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, которые касаются действующего законодательства о страховании, установленных предписаний и правил;

4) осуществлять контроль за необходимыми резервами, которые создаются в страховых организациях, для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами.

Версия для печати

Деятельность страховых организаций коренным образом отличается от деятельности, ведущейся другими хозяйствующими субъектами, так как нацелена на обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц от непредвиденных обстоятельств, случайностей и стихийных бедствий.

При этом каждое страховое событие имеет свою индивидуальную особенность как по характеру, так и по величине причиненного ущерба. Выраженная в ней реализация риска приобретает в некоторых случаях катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и человеческие жертвы. Высокая доля ответственности страховщика за последствия его деятельности требует особой организации надзора государства, которое не может быть в стороне от страховой деятельности, интересов населения и экономики в целом.

В соответствии со ст. 30 Закона о страховании государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, зашиты прав, интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Основные функции Департамента страхового надзора : выдача лицензий на осуществление страховой деятельности; ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к компетенции службы; обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании; обеспечение гласности страховой деятельности (каждый, кто профессионально занимается этим, обязан публиковать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении, а Департамент должен проверять, насколько достоверны опубликованные сведения); поддержание правопорядка в отрасли (Департамент рассматривает вопросы нарушения закона, принимает административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей? выносит на рассмотрение коллегии вопросы об ограничении, приостановлении либо отзыве лицензии на право страховой деятельности).

Департамент страхового надзора имеет право : получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также другую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан для выполнения возложенных на службу функций; проводить проверку соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и контролировать достоверность представляемой ими отчетности; при выявлении нарушений требований законодательства давать страховщику предписание по их устранению, а в случае невыполнения предписания приостанавливать или ограничивать действие лицензии до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензии; обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой организации в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

В связи с быстрым ростом числа страховых организаций в России Правительством РФ принято постановление от 26 июня 1993 г. № 609 *0 территориальных органах страхового надзора», предусматривающее создание территориальных органов страхового надзора (инспекций Департамента), которые вправе проводить от имени Департамента проверки достоверности представляемой страховщиками страховому надзору отчетности, следить за соблюдением страхового законодательства, получать от страховщиков информацию об их финансовом положении.

Учитывая неравномерность распределения страховщиков по территории России, Департамент создает кустовые инспекции, которые будут обслуживать по нескольку краев и областей. Такие же будут создаваться в каждой республике, входящей в состав РФ. Всего в Центральной России создано 19 кустовых инспекций и отдельная инспекция Калининградской области в связи с ее географической отдаленностью. Финансироваться территориальные органы страхового надзора будут за счет ассигнований, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета РФ. Поскольку Законом об организации страхового дела в РФ право выдачи лицензий предоставлено только Департаменту, территориальные органы страхового надзора обладать им не будут.

Как видно из перечня, Департамент страхового надзора не наделен правом вмешательства в оперативную деятельность страховых компаний при совершении ими различных злоупотреблений в отношении страхователей. Однако мировой опыт располагает примерами контроля и надзора за страховой деятельностью. В частности, страховой надзор Великобритании, который входит в Департамент торговли и промышленности, может вмешиваться в оперативную деятельность страховых компаний, когда считает необходимым защитить интересы страхователей (или потенциальных страхователей) от невыполнения принятых компанией обязательств.

Специальный закон предусматривает в случае принятия решения о ликвидации страховой компании, в том числе по причине ее банкротства, гарантию выполнения ее обязательств перед страхователями по заключенным договорам с обязательными видами страхования на 100% и с добровольными - не менее чем на 90%. В российском законодательстве, в том числе о страховании, все больше свободы предоставляется предпринимательству и в меньшей степени решается вопрос об ответственности за невыполнение обязательств и злоупотребления. А открывшиеся в нашей стране возможности для предпринимательской деятельности, в том числе в сфере страхования, сопровождаются, к сожалению, значительным увеличением числа мошеннических посягательств. Такие противоправные действия совершаются как страховщиками, так и страхователями.

1. Департамент страхового надзора (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим совместно с территориальными органами страхового надзора осуществление в пределах своей компетенции возложенных на Министерство функций государственного надзора за страховой деятельностью.

2. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства и подведомственными ему организациями, территориальными органами Министерства, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления общественными объединениями и другими организациями.

3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами Министерства, а также настоящим Положением.

4. Основными задачами Департамента являются:

4.1. Осуществление в пределах своей компетенции государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

4.2. Обеспечение в установленном порядке лицензирования деятельности страховых организаций.

4.3 Обеспечение методологического руководства бухгалтерским, статистическим учетом и отчетностью страховщиков.

4.4. Участие во взаимодействии с международными организациями в области регулирования страховой деятельности.

5. В соответствии с возложенными задачами Департамент выполняет следующие основные функции:

5.1. Разрабатывает условия и порядок лицензирования, проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации, подготавливает для руководства Министерства соответствующие предложения, в том числе по выдаче лицензий, а также об ограничении, приостановлении и отзыве лицензий.

5.2. Разрабатывает нормативные, инструктивные и методические документы по вопросам страхования и перестрахования, в том числе по вопросам формирования и размещения страховых резервов, бухгалтерскому и статистическому учету и отчетности страховых организаций.

5.3. Ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров. Участвует в работе по созданию, внедрению и поддержанию информационно-аналитической системы указанных реестров во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями Министерства.

5.4. Контролирует обоснованность страховых тарифов, формирование страховых резервов страховщиков, соответствие их инвестиционной деятельности установленным требованиям, платежеспособность страховщиков и иные показатели их финансового состояния. Разрабатывает предложения по показателям платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков, требованиям по их соблюдению.

5.5. Осуществляет руководство деятельностью и контролирует работу территориальных инспекций страхового надзора, определяет их функции, а также совместно с Департаментом кадров и учебных заведений обеспечивает подбор для них кадров.

5.6. Анализирует и обобщает отчеты территориальных органов страхового надзора о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию.

5.7. Организует повышение квалификации работников Департамента и территориальных инспекций страхового надзора в установленном порядке.

5.8. Разрабатывает условия и порядок регистрации страховщиков, страховых брокеров, объединений страховщиков.

5.9. Обрабатывает и анализирует информацию о состоянии страхового рынка в Российской Федерации.

5.10. Обобщает практику страховой деятельности, применения страхового законодательства, организации и функционирования страхового рынка, разрабатывает и представляет руководству Министерства аналитические материалы и предложения по совершенствованию страхового дела в Российской Федерации.

5.11. Разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации, в том числе по страховому аудиту.

5.12. Анализирует и обобщает информацию об организации работы, формах и методах государственного регулирования страховой деятельности за рубежом, а также деятельности соответствующих международных организаций.

5.13. В установленном порядке принимает участие в работе постоянно действующих правительственных, межведомственных комиссий по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.14. Участвует в осуществлении связей с органами страхового надзора в Содружестве Независимых Государств, иностранных государств, а также с международными организациями по вопросам страхового надзора, изучает опыт зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому применению, в установленном порядке участвует в работе международных организаций по вопросам страхования.

5.15. Соблюдает режим секретности проводимых в Департаменте работ, в том числе при обработке с использованием технических средств документов, составляющих государственную тайну.

5.16. Обеспечивает оперативное и правильное ведение делопроизводства в соответствии с Инструкцией по общему делопроизводству в центральном аппарате Министерства.

5.17. Осуществляет совместно с Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу и иными федеральными органами исполнительной власти функции, вытекающие из нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

6. Департамент имеет право:

6.1. Запрашивать и получать в установленном порядке отчетность о страховой деятельности, информацию о финансовом положении страховщиков, получать необходимую для обеспечения надзорных функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.

6.2. Участвовать непосредственно и совместно с территориальными органами страхового надзора в проверках соблюдения страховщиками требований законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности и информации.

6.3. Подготавливать заключения по документам, необходимым для выдачи лицензий на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации, по материалам, представленным на регистрацию объединений страховщиков, а также для принятия решений об ограничении, приостановлении, отзыве и восстановлении указанных лицензий, давать страховым организациям обязательные для них указания, предписания об устранении ими выявленных в их деятельности нарушений.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.4. Подготавливать материалы для подачи иска в арбитражный суд о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензии.

6.5. Подготавливать материалы ко взысканию по иску с лиц, на которых возложена обязанность страхования, сумм, неосновательно сбереженных, в доход Российской Федерации и начислению на эти суммы процентов в установленном порядке.

6.6. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата Министерства и его подведомственных организаций, территориальных органов Министерства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций документы, справки и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент задач и функций.

6.7. В необходимых случаях привлекать к совместной работе по согласованию с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства специалистов этих подразделений.

6.8. В рамках своей компетенции давать сообщения в средства массовой информации.

6.9 Разрабатывать и участвовать в разработке другими департаментами и управлениями Министерства проектов правовых нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

6.10. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, привлекать в установленном порядке для участия в них работников структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных ему организаций, территориальных органов Министерства.

6.11. Принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях, других подобных мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

7. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром финансов Российской Федерации.

7.1. Руководитель Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.

7.2. Руководитель Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации.

7.3. Распределение обязанностей между руководителем Департамента и заместителями руководителя Департамента осуществляет руководитель Департамента.

7.4. Другие работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

7.5. Круг служебных обязанностей работников Департамента определяется в соответствии с положениями об отделах и должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

8. Руководитель Департамента:

8.1. Руководит всей деятельностью Департамента на основе единоначалия, организует его работу, устанавливает и распределяет права и обязанности между работниками Департамента.