Страховая потерпевшего требует с меня возместить разницу. Страховая требует деньги с вас. Как мыслит страховая компания

Страховая обязана возместить нанесенный ущерб пострадавшей стороне, причиненный её клиентом. Причем касается это не только того ущерба, который причинен материалам или конструкции ТС. К ущербу также причисляется сумма расходов на лечение, уход либо погребение (в летальных случаях). К чему мы это ведем? А к тому, что в определенной части (как правило, меньшей) всех страховых случаев, компания после выплат потерпевшей стороне, будет требовать возмещения затрат с виновника в судебном порядке. Это и называется регресс ОСАГО (статья 14, часть 1, закона Об ОСАГО и ст.1081 п.1 ГК РФ).

Регресс по ОСАГО

Если найти хорошего юриста (без него вам будет сложно защищать себя), то есть вероятность, что он сможет найти определенные несоответствия в деле и таким образом, избавит вас от выплаты регресса или хотя бы снизит сумму.

По законодательству (статья 14 закона «Об ОСАГО»), страховая имеет право требовать возмещения, действуя по следующей «схеме»:

Провести оценочные экспертизы (это обязательно, в противном случае, если страховая направит ТС на ремонт, без предварительной экспертизы, оценки, то у виновника появится возможность в принципе обжаловать регресс, из-за невозможности подтверждения действительного ущерба), выплатить всю сумму потерпевшей стороне.

После этого, страховая направляет претензию (заказным письмом, под роспись) виновнику, где указывается сумма ущерба, которую необходимо погасить в досудебном порядке. Если в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, страховая подает регрессивное исковое заявление в суд, на виновную сторону. И если, все положения истцом были учтены, заявление будет рассмотрено судом.

После вынесения решения, виновнику предоставляется установленный законом срок для добровольного погашения долга. В противном случае, если в указанный период, сумма возмещения не была возвращена, за дело берутся приставы.

Как правило, суд удовлетворяет иски от страховых компаний

Виновнику следует помнить, что пункт о проведении экспертизы и выплата компенсации потерпевшим, обязательные. В противном случае, суд может отказать в регрессе.

На сегодняшний день страховые суммы составляют:

При имущественном вреде - 400 000 руб.

Вред жизни, здоровью - 500 000 руб.

Кстати, у виновника есть возможность обратиться со встречным иском, если он не согласен с назначенной суммой возмещения. Особенно это касается тех случаев, когда пропускались заседания, и виновная сторона узнавала о решении только из судебного уведомления. В качестве доказательств того, что назначенная сумма не соответствует реальным затратам, виновник должен предоставить результаты независимых экспертиз или например получить доказательства реальной выплаты страховой потерпевшей стороне.

Кроме того, помимо суммы непосредственного ущерба, страховая вправе требовать компенсацию на проведения экспертиз, судебных издержек.

Когда страховая требует возврата денег?

Существует немало причин, когда страховая компания вправе потребовать регрессивного возмещения затрат (статья 14 закона об ОСАГО). Итак:

Водитель управлял чужим ТС, при этом, не имея никаких разрешающих документов на этот автомобиль.

ВУ виновника было или его вовсе не было.

Водитель виновник с места ДТП.

ДТП было совершено в момент нахождения виновника в состоянии наркотического, медицинского (снотворным), опиатного или другого вида опьянения.

Виновник не был вписан в страховой полис.

Страховка просрочена.

Умышленное совершение или провоцирование аварии.

Не уведомление страховой о ДТП. При оформлении протокола с участием полицейских или «европротокола», дается рабочих 5 дней для предоставления сведений в свою страховую. Отсутствие переданных сведений означает право компании требовать регресс.

Не предоставили автомобиль на осмотр или экспертизу.

Просрочена . Это касается водителей легковых такси, автобусов, грузовых автомобилей, в том числе переоборудованных под перевозку пассажиров (более восьми мест).

Предоставления недостоверных сведений при оформлении страховки, для уменьшения страховой премии (действует с 01.01.17).

В целом, прежде чем подписывать договор страхования, следует очень внимательно изучить весь пункты. Потому что, основанием для требования регресса может выступать только наличие каких-либо противозаконных действий. То есть это не касается тех случаев, когда ДТП были совершены случайно или неумышленно.

Можно ли избежать регресса?

Существует немало возможностей избежать оплаты регресса, причем законных. Итак:

1. Следите за сроком действия полиса, как понимаете, по его истечению с вас вправе потребовать компенсацию. Проверьте, вписаны ли вы в бланк полиса, где перечисляются водители для ТС (не касается тех случаев, когда полис неограниченный).

2. Не покидайте место ДТП.

3. Не ремонтируйте ТС до момента пока не наступит установленный срок или страховая не даст разрешения.

4. Следите за сроком действия диагностической карты.

6. Смогли доказать, что страховая отправила ТС на ремонт, без проведения предварительной экспертизы. В таком случае, не возможно достоверно просчитать реальные затраты. Сервис может брать завышенные цены на запчасти. Тогда, при участии хорошего юриста можно добиться вовсе отказа в регрессе.

7. Соблюдайте правила ПДД, в целом законодательство.

8. Кроме того, не стоит забывать, что в законе «Об ОСАГО» статья 14, пункт 2, речь идет и о том, что ответственным лицом становится и эксперт, выдавший диагностическую карту. То есть, если удастся доказать, что причиной ДТП стала неисправность ТС. Эксперт будет отвечать, если:

Выявлен дефект, о котором не сказано в диагностической карте, но он привел к аварии.

Дефект не был выявлен в момент осмотра ТС экспертом.

Заключение

В итоге хотелось бы сказать, что нужно придерживаться правил, законов, тогда вероятность возмещения по регрессу будет минимальной. Кроме того, каждый должен понимать, что срок давности по возмещению определяется законом (ГК РФ статья 966 ч. 2), поэтому по истечению давности, страховая не вправе требовать компенсации. К примеру, при нанесенном вреде здоровью, жизни, имуществу третьих лиц, срок исковой давности составляют не более трех лет .

Особенность в том, что срок действия рассчитывается не с момента ДТП, а с момента фактического перечисления потерпевшей стороне компенсации. Кроме того, СИД приостанавливается при подаче иска в суд.

5/5 (4)

Когда требуется возмещать ущерб

Федеральный закон № 40-ФЗ, регулирующий вопросы ОСАГО, предусматривает возможность взыскания убытков, которые понес пострадавший человек в результате дорожно-транспортного происшествия.

При этом убытки, понесенные страховой компанией, которая компенсировала вред, причиненный пострадавшему в ДТП, также может быть взыскан с виновника аварии.

Внимание! Статья 14 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает конкретно установленные случаи, при которых выдвижение таких требований допустимо:

  • виновник умышленно допустил либо наезд на пешехода, либо порчу имущества;
  • водитель, виновный в ДТП, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • лицо скрылось с места происшествия после ДТП;
  • виновник не имел возможности управлять автомобилем ввиду отсутствия страховки ОСАГО или водительских прав;
  • лицо выступало в качестве таксиста, осуществляло перевозку пассажиров, не имея на такие действия соответствующего ТО.

Смысл в том, что страховая организация взыскивает деньги именно со своего клиента, который допустил нарушения правил ПДД, после чего пострадал другой человек, от чего страховка и реализовывалась.

Также страховая компания может требовать суброгации, что помогает получить возмещение убытков со стороны виновника в дорожном происшествии. Это происходит, когда страховая организация возмещает ущерб по полису КАСКО, причем в отношении каждой стороны аварии.

Требования со стороны страховой компании может быть реализовано и выдвинуто в принципе. Только тогда, когда в деле участвует три стороны: виновник аварии, пострадавший и страховщик.

Если лицо само наехало на бордюр и поцарапало машину, что не повлекло участия третьей стороны, то требовать возмещения убытков страховая компания не может.

Что такое суброгация

Суброгация представляет собой замену, то есть переход права требовать возмещения убытков к страховщику, если ранее такая возможность предоставлялась страхователю.

При этом возмещение осуществляется только в тех пределах, что установлены при оценке ущерба самой страховой компании. Платить всю сумму возмещения со стороны страхователя в пользу устранения последствий происшествия не нужно.

Срок исковой давности

Важно! По общим правилам гражданского законодательства сроком исковой данности признается период, когда могут быть заявлены требования путем подачи иска. Равен такой период времени трем годам, и для страховых компаний при реализации ими суброгации действует то же правило.

Направляет иск чаще всего коллекторское страховое агентство. Отсюда вытекает возможность установить нарушение сроков, поскольку таких дел слишком много, и сотрудники агентств просто не успевают все сделать в срок. Это шанс избежать исполнения требований и выплаты денежных средств.

Если было выявлено такое нарушение, как превышение сроков давности, то достаточно подать заявление в суд, как бы в ответ на полученный иск с указанием упущенного времени.

Кроме того, помогут обстоятельства ДТП. Таковые не всегда подтверждают виновность лица, то есть не порождают возможности взыскивать компенсацию у страхователя.

Что делать, если СК требует возместить выплаченную компенсацию

Как показывает практика, страховые компании не спешат выставлять претензию клиентам, чтобы те возместили убытки.

Это вызвано тем, что срок давности определен в три года, и лучшим способом исключить возможность оспаривания будет направить иск к концу указанного периода. Это может дать шанс на то, что гражданин не сможет восстановить картину прошедшего ДТП и оспорить свою виновность.

Кроме того, любое дело должно сопровождаться документами, которые нередко попросту не сохраняются о застрахованных лиц, попавших и оказавшихся виновных в ДТП. Соответственно, затягивание с выдвижением требований со стороны страховой компании намеренное действие.

Что делать лицу, получившему от страховой компании рассматриваемое требования о возмещении убытков? Претензия не означает, что человек должен тут же исполнить требование.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Кроме того, не следует паниковать. Достаточно разобраться в ситуации и внимательно подойти к тому, чтобы восстановить ход событий прошлого, а именно дорожно-транспортного происшествия.

Распространен вариант обращения к юристам, которые помогают оспорить виновность человека, снизить размер убытков, которые выдвигает страховая компания, или доказать, что направленная претензия в принципе считается незаконной и не может рассматриваться как обязательное процессуальное действие.

Оспаривание вины

Оспорить вину – значит, подтвердить невиновность в произошедшем дорожно-транспортном происшествии. Делается это через суд в тех случаях, когда страховая компания выдвигает требование не тому субъекту, а именно не виновнику ДТП, а пострадавшему от этого субъекту.

Гражданам следует обращать внимание на то, какие отсылки делает страховая организация. К претензии прилагаются справки об аварии, однако также следует уделять внимание протоколам, которые фиксировали события происшествия.

Кроме того, практика показывает ситуации, когда вина обоюдная, что помогает юристам добиться перераспределения требований между участниками ДТП и существенно сократить выдвинутую в требованиях сумму.

Посмотрите видео. Право регрессного требования страховой компании к виновнику ДТП:

Снижение размера ущерба, нанесенного потерпевшему

Чтобы разобраться с тем, можно ли снизить сумму требований, достаточно определить, использовали страховщики приемы для завышения размеров иска, или нет.

Относят к таким средствам следующие варианты действий:

  • увеличение стоимости восстановительных работ по сравнению с нормами, предусмотренными за час труда;
  • применение стоимости запчастей без учета износа по ценам официального дилера;
  • несоответствие тех повреждений, что указаны в справке о ДТП, повреждениям, за которые предстоит возместить ущерб;
  • включение в счет деталей, которые объективно не нужны для ремонта;
  • начисление неустойки.

Внимание! Чтобы установить нарушения со стороны самой страховой компании, следует внимательно изучить документы, назначить независимую экспертизу, чтобы оценить реальный размер ущерба, а также потребовать перерасчета при возникновении малейшего сомнения в действительности причиненных убытков.

Оспаривание законности требования

Первое, что следует делать, получая претензию от страховой компании, это проверять соблюдение сроков давности. Начало такого периода времени определяется моментом дорожно-транспортного происшествия, а если происходит суброгация, то днем осуществления страховой выплаты.

Если не будет установлено нарушения срока давности в три года, то единственный вариант – это оспаривание претензии в досудебном и даже судебном порядке с предъявлением доказательств невиновности или незаконность выставленных требований.

Досудебная практика по таким делам

Досудебная процедура предполагает претензионный порядок. Страховая компания направляет претензию, а виновник ДТП пытается оспорить требования и восстановить ход событий. Чаще всего данный этап завершает спор, когда происходит суброгация по КАСКО.

Учтите! Поскольку получить претензию можно в любой момент, начиная со дня происшествия и в течение последующих трех лет, следует сохранять документы.

Также при необходимости допускается повторная оценка выставленных со стороны страховой компании требований. Нередко активность гражданина приводит к возможности мирного урегулирования вопроса.

Как оформляется досудебная претензия

Также для правильного проведения досудебного этапа разрешения конфликта следует помнить о правилах составления и направления претензии.

Несоблюдение конкретно установленных законом положений приведет к недействительности акта реализации претензионного порядка, который обязателен.

Несмотря на то, что претензия не предполагает специальной формы, следует обеспечивать направление и составление документа так, чтобы оппонент мог получить его и обозначить данный факт. То есть претензия должна представлять собой письменный документ в двух экземплярах для каждой из сторон.

При этом установлены разделы, которые обязательно должны входить в претензию. Плюс, необходимо наличие приложения из документов, подтверждающих позиции страхователя.

Претензия для того, чтобы признаваться правильной, должна включать в себя сведения об адресате и самой страховой компании, заключение экспертов, основания направления требования, обстоятельства дела, сроки рассмотрения претензии, отсылка к нормам закона.

Запомните! К документам, составляющим приложение к претензии, относят:

  • подробный расчет суммы, которая будет выставлена для возмещения вреда;
  • результаты независимой экспертизы с места дорожно-транспортного происшествия с фотографиями;
  • документ, подтверждающий факт осуществленной выплаты по страховке;
  • справка ГИБДД о дорожном транспортном происшествии;
  • постановление уполномоченного органа о факте установления административного правонарушения;
  • ксерокопия страхового полиса;
  • паспорт транспортного средства, пострадавшего в дорожном происшествии;
  • справка, отражающая факт наступления страхового случая.

Отсутствие документов будет признавать претензию необоснованной, а значит, подлежащей оспариванию.

Алгоритм действий при подаче в суд иска от СК

Внимание! Если страховая компания все-таки подала в суд, виновнику ДТП необходимо сделать следующее:

  • проверка документов. Следует исследовать предложенную информацию. При этом можно требовать у страховой компании подробного расчета и обоснования каждого элемента, обозначенного в смете, с отсылкой на дилеров и поставщиков запчастей. Это позволит точно установить достоверность предложенной к возмещению суммы.
  • определить позицию. Ответчик по делу должен защититься, обосновав собственную позицию. Варианты могут быть различными. Некоторые признают вину полностью, некоторые частично, пытаясь доказать необоснованность тех или иных расчетов, а кто-то полностью отказывается исполнять требования.

Если обнаружены очевидные нарушения со стороны страховой компании в части соблюдения процедуры или определения характера требований, то следует об этом сразу заявлять в суде.

В остальном человеку придется полагаться на адвоката, который при установленной вине сможет совершить попытку снизить размер исковых требований.

Как повести себя в суде

Первое правило, которое следует соблюсти в ситуации, когда дело дошло до суда, это участие в процессе.

Возможны такие варианты, когда дело рассматривается в отсутствие ответчика, однако, чтобы отстоять интересы и доказать невиновность (получить изменения размера требований), необходимо активно участвовать в заседании и не пускать дело на самотек.

Учтите! Если лицо не явится в судебное заседание, то есть риск принятия решения судом в заочном порядке. Это будет исключать некоторые возможности по отстаиванию интересов и даже дальнейшему обжалованию решения, если с таковым гражданин будет не согласен.

Также следует подготовиться с правовой точки зрения. Для упрощения работы нужно привлекать юриста, который осветит все необходимые нормы закона, способные помочь в сложившейся ситуации.

В суде ответчику лучше хорошо ориентироваться в данном вопросе, оперируя отсылками к законам, а также теми фактами, что удастся установить при подготовке к делу.

Должно быть осуществлено внимательное ознакомление с материалами дела и приложением к иску. Если появились сомнения, то следует предъявлять другое обоснование ситуации, предоставлять результаты независимых экспертиз и иные сведения, которые помогают повернуть ситуацию против истца.

Если же причин сомневаться в обоснованности требований нет, то уместно согласиться исполнить обязательство. Далее можно будет договориться о подходящем варианте возмещения убытков.

Страховая компания может требовать возместить ущерб с виновника ДТП двумя способами — в порядке регресса или суброгации. В обоих случаях действуют статьи ГК РФ (1081 и 965 соответственно). При регрессе требование основано на возмещении ущерба по полису ОСАГО, а во втором — по страховому договору КАСКО. Алгоритм остается неизменным. Страховая компания сначала сама осуществляет выплаты, а после истребует деньги с клиента через суд.

Рассмотрим, когда страховщик вправе требовать возмещения убытков, какие возможны последствия, и в чем отличия суброгации от регресса.

Сроки передачи извещения

На практике бывают ситуации, когда страховая компания требует возместить ущерб за ДТП не сразу, а по прошествии определенного временного промежутка после аварии. К примеру, страховщик обращается к виновнику спустя два с половиной года. Во избежание проблем в будущем автовладельцу рекомендуется сохранить и не выбрасывать бумаги о ДТП в течение трех лет (период исковой давности). По закону именно в этот срок страховщик вправе обратиться к клиенту с требованием вернуть ранее выплаченную сумму.

Если извещение пришло, не нужно паниковать или принимать крайние меры (продавать недвижимость, брать деньги в долг и так далее). Возникшие затруднения при грамотном подходе легко решить. Для этого требуется помощь юриста, оценивающего сложившуюся ситуацию и предлагающего способы выхода из ситуации. Эксперт в юридической сфере оценивает вероятность выигрыша в суде и защищает интересы клиента.

Автовладелец должен сразу принять решение — согласен он с требованиями страховщика или нет. В случае отрицательного ответа без подачи искового заявления и разбирательства в судебном органе не обойтись.

Основания

Задача любого страховщика заключается в получении дохода и поиске любого способа уклониться от выполнения финансовых обязательств. Желание компании вернуть потраченные средства легко объяснить (тем более, если для этого имеются законные основания). При этом деньги можно истребовать только с виновной стороны.

Автовладельцы, столкнувшиеся с такой ситуацией, интересуются законностью действий страховщика. По закону выделяется только два пути, когда страховщик вправе потребовать возврата выплаченных средств:

  1. Суброгация — право страховой фирмы, обслуживающей виновника происшествия, требовать от клиента денег, перечисленных в качестве возмещения ущерба для ремонта транспортного средства. Возможность суброгации появляется после выполнения финансовых обязательств и перечисления необходимой суммы. Иными словами, пострадавшее лицо получило компенсацию и не имеет претензий ко второй стороне ДТП. Право истребования перечисленной суммы получает страховая компания. Подобные обстоятельства характерны при наличии у виновника полиса КАСКО (добровольного страхования). Ущерб должен компенсироваться по условиям этого договора.
  2. Регресс — не менее распространенный термин, встречающийся в области страховых услуг. Страховщик как бы наказывает виновника за преступление, имеющее место на проезжей части. Наступление регрессии возможно в нескольких ситуациях. Распространенные причины — поездка на ТС без доверенности, отсутствие водителя в полисе ОСАГО, умышленное причинение аварийной ситуации на дороге. Требование регресса возможно и в других обстоятельствах — при сокрытии виновника с места аварии или нахождении водителя в состоянии опьянения (под действием наркотиков, алкоголя или иных средств).

В соглашении со СК часто указываются причины, по которым страховщик вправе не производить выплаты. В этих пунктах рассмотрены ситуации, которые не относятся к страховым случаям. Иными словами, страхователь по ОСАГО нарушает условия оформленного полиса, поэтому СК снимает с себя ответственность и требует возврата ранее выплаченных средств. Как результат, задача покрытия ущерба переходит к виновной стороне.

Случай из практики

После ДТП страховая компания требует возместить ущерб, хотя с момента происшествия прошло два года. Во время аварии пострадала собственность третьего лица, поэтому страховщик выплатил требуемую сумму по КАСКО, но теперь пытается вернуть ее обратно. На момент аварии у виновной стороны был договор ОСАГО, поэтому по условиям полиса страховщик должен выплатить пострадавшей стороне 0,4 млн рублей. Если размер ущерба превышает указанный лимит, страховая организация перечисляет только 0,4 миллиона, а остальная сумма ложится на плечи виновной стороны.

На первый взгляд, ситуация понятна. Трудности возникают при наличии двух и более виновников аварии. Аналогичная проблема характерна при отсутствии установленного виновника, когда в ДТП участвует два человека, но вина ни одного из них не установлена. К примеру, водители столкнулись друг с другом из-за гололедицы на дороге.

При таких обстоятельствах каждый страховщик защищает интересы своего клиента и действует в личных интересах. Раскошеливаться никто не горит желанием, поэтому дело передается в судебный орган для определения истинного виновника происшествия (если в результате споров его не удалось установить).

СК имеют огромный опыт таких дел, подключают к работе штат юристов, знающих лазейки страхового законодательства. Вот почему автовладельцу трудно защищаться без соответствующей поддержки. Лучший путь — сразу обратиться к юристу и доверить ему работу по защите интересов в суде. Только опытный человек может разобраться в сложившихся обстоятельствах и предложить оптимальные пути для устранения трудностей.

Последствия для ответчика

Рассмотрим ситуацию, когда страховая компания обратилась с иском в судебный орган с требованием вернуть выплаченную ранее сумму. Автовладельца (ответчика) ожидают такие последствия:

  • лицо возвращает страховщику полную сумму;
  • виновник передает меньше запрашиваемого объема средств;
  • ответчик вообще не возвращает деньги.

Второй и третий пункт вызывают наибольший интерес у ответчиков и требуют детального рассмотрения. Такой результат возможен в случае привлечения опытного юриста. Многие экономят на адвокатах, а в результате проигрывают суд и выплачивают еще большую сумму. Требование страховщиков о возврате выплаченной суммы — тот случай, когда без помощи опытного эксперта не обойтись.

Адвокаты знают нюансы работы СК, умеют обходить «острые углы» и помогают должникам быстрее избавиться от возникшей проблемы. Бывают ситуации, когда страховая компания требует больше положенной суммы. Иногда страховщики злоупотребляют положением и могут использовать разные пути для получения дохода:

  1. Указание неправдивой информации в документах.
  2. Корректировка информации.
  3. Угроза необходимости компенсации издержек судебного органа.

В распоряжении СК много инструментов, позволяющих надавить на автовладельцев и получить желаемую сумму. Задача юриста на этом этапе — внимательно изучить дело клиента, убедиться в подлинности переданной информации, изучать результаты экспертизы (требуется привлечение эксперта). Во многих случаях юридическая поддержка гарантирует защиту интересов автовладельца. При благоприятном стечении обстоятельств адвокаты добиваются частичного покрытия иска или отказа в удовлетворении.

Выше указано, что делать при обращении страховщика в суд с требованием возмещения ущерба . Главное — поддерживать участие в процессе и не позволять делу решаться самому. Даже при отсутствии оснований для удержания средств автовладельцу нужно защищать личные интересы и приводить соответствующие доказательства. Наличие письменного уведомления о подаче в суд является индикатором, подталкивающим страхователя к выполнению комплекса действий, в том числе к найму юриста.

Отсутствие ответчика в суде повышает шансы страховщика на победу и возмещение ущерба. К примеру, автовладелец уверен в правоте и знает, что ничего не обязан страховой фирме. Он рассчитывает на адекватность судебного органа и его способность самостоятельно разобраться в ситуации. В результате человек игнорирует уведомление и не приходит на заседания. При таких обстоятельствах можно быть уверенным в удовлетворении иска судебным органом.

Единственное спасение — оспаривание решения судебного органа, но на это уйдет больше времени, сил и денежных средств. Вот почему нельзя затягивать с процессом — важно сразу действовать и защищать личные интересы.

Как быть в случае недавнего признания вины

В жизни распространена ситуация, когда автовладелец попадает в аварию, является виновной стороной, а у потерпевшего в распоряжении имеется полис КАСКО. Вторая сторона получила денежные выплаты и, казалось бы, ни у кого нет претензий. Но это не повод расслабляться. У СК имеется три года для оформления искового заявления. Во избежание трудностей в будущем необходимо сделать такие шаги:

  • прийти и лично присутствовать в процессе осмотра транспортного средства (лучше взять с собой независимого эксперта, готового высказать личную точку зрения);
  • узнать о результатах расчетов страховщика.

Страховая организация часто специально увеличивает стоимость ущерба машины потерпевшей стороны. При этом на практике авто ремонтируется при минимальных расходах на партнерском сервисе. Впоследствии человек получает счет, понимая невозможность его погашения. Вот почему присутствие автовладельца на всех этапах вычислений имеет ключевое значение. Это гарантирует контроль и отсутствие обмана.

Польза юридической помощи

В прошлых разделах неоднократно отмечалась польза привлечения юристов. Опытный адвокат изучает дело, после чего выбирает подходящую стратегию защиты. На практике выделяется несколько вариантов:

  1. Снижение размера ущерба при аварии. Если страховщик выплачивает деньги пострадавшей стороне или страхователю, виновник вправе потребовать изменения суммы выплат. СК может просить компенсации ущерба при условии правильных расчетов. В остальных случаях действия организации неправомерны.
  2. Обжалование законности требований. При таких обстоятельствах юрист изучает документацию по делу, используемую для стягивания средств с автовладельца. При наличии ошибок или отсутствии каких-либо бумаг требование СК незаконно. Страховщик теряет право истребовать выплату ущерба с виновника аварии.
  3. Изменение статуса ответчика. Иногда юристы берутся обжаловать вину участника ДТП, который первоначально признан виновной стороной. Если СК уверяет в наличии вины у ответчика, последний вправе доказать обратное и защитить таким способом свои интересы.

Успех мероприятия зависит от многих факторов, начиная с документальной базы, заканчивая опытом привлекаемого адвоката.

Осторожно, мошенники

Последние годы распространена ситуация, когда страхователь требует покрытия ущерба на сумму, превышающую размер ущерба. При этом СК передает для изучения подозрительные расчеты. Привлечение юриста позволяет оспорить такие результаты через суд или в досудебном порядке. Следовательно, не нужно торопиться с оплатой счета по выставленной претензии. При наличии сомнений в реальности суммы ремонта важно разобраться в бумагах, содержащих необходимые сведения, и проверить правдивость расчетов.

При изучении вычислений важно учесть следующие моменты — соответствие проведенных работ уровню повреждений, наличие лишних деталей в перечне, неоднократный учет одной и той же операции, стоимость часа работы и так далее. Во всех этих составляющих возможны ошибки. Иногда СК идут еще дальше — они подделывают документы, рассчитывая на некомпетентность ответчика. В таком случае потребуется помощь юриста, готового вывести обманщиков на «чистую воду».

Итоги

Если страховая компания требует возместить ущерб, лучшее решение для виновника — сразу связаться с юристом. Специалист изучает ситуацию, разрабатывает правильную стратегию и помогает уйти от финансовых обязательств.

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.

При проставлении подписи на договоре страхования своей ответственности мы сразу выдыхаем с облегчением потому, что у нас есть внутреннее убеждение, что теперь за все что случится, будете расплачиваться не вы, а ваш страховщик. Но не тут то было. Зачастую страховые компании напросто отказываются выполнять свои законные действия и прибегают к изощренным хитростям и воздействуют на своего клиента незаконным юридическим способом. Как не попасть на уловки недобросовестных сотрудников — читайте далее.

Существуют регламентированные ситуации, в следствие которых, страховая после выплаты начинает требовать возместить ей её расходы. При этом данная ситуация может возникнуть несмотря на то что у вас за полис КАСКО или ОСАГО. У страховщиков есть два порядка реализации своих прав на возмещение денежных средств — это регресс и суброгация. Следует сразу разобраться, чем они отличаются.

Требования возмещения расходов от лица потерпевшего у страховщика возникает в случаях, изложенных в законе об обязательном страховании, данный перечень является исчерпывающим, а само такое требование именуется регрессом.

Данная рокировка происходит в случаях, поименованных в законе, а именно:

  • жизни или здоровью потерпевшего был причинен вред при наличии умысла у виноватого;
  • виновный причинил вред будучи нетрезвым;
  • права на управление транспортного ср-ва у виновного вовсе отсутствовали;
  • виноватое лицо покинуло место ДТП;
  • виновное лицо не поименовано в полюсе ОСАГО на транспортное средства, которое оказалось причиной аварии;
  • страховой случай произошел тогда, когда страховка перестала или еще не начала действовать;
  • в страховую не предоставлен документ, который составлялся на месте ДТП;
  • если в течение 15 рабочих дней не предоставлено пострадавшее транспортное средство в экспертную организацию по требованию страховщика;
  • при заключении договора в электронном виде виновным лицом была предоставлена не полноценная информация, которая существенно снизила размер страховой премии.

Суброгация также представляет собой перемену сторон, при которой страховой делегируются права страхователя в части требования убытков.

Что делать, если страховая потребовала возместить ущерб

Сложилась неприятная практика, которая основывается на недобросовестности страховых. Они не гонятся сразу выставить требования на возмещение, а спокойно ждут наступления окончания срока давности, в который надо подать иск в суд. Данный срок составляет 3 года с даты происшествия. Такое неторопливое поведение позволяет свести к минимуму риски оспаривания их требований, несмотря на то, что они могут быть незаконными. Суд не верит голословным заявлениям, поэтому следует хранить все документы с аварий случившиеся с вами, хотя бы три года, которые закладываются на возможность через суд взыскать с вас средства.

Как только к вам в руки попадет документ из страховой, основной тематикой, которого является требование в возмещении им убытков, не стоит ударяться в панику она вам тут не поможет. Четко следуйте приведенным пунктам.

Ваши действия должны быть следующими:

  • ознакомиться с пристрастием с документом, который к вам попал. Надо понять претензия или исковое заявление у вас в руках. Если претензия, можно вести диалог со страховой. Если иск, то вас будет ждать суд.

Начните отталкиваться от даты документа, возможно эта война выиграна не успев начаться, благодаря пропуску исковой давности.

  • следует погрузиться в истоки памяти и восстановить тот злосчастный день и соответственно все детали, которыми он сопровождался. Тут на руку сыграет ваша документальная дотошность и скрупулёзность, благодаря которой можно опровергнуть документы, на которые ссылается страховщик.

Данные действия позволят вам собраться с мыслями и подготовить линию защиты.

Как проводится досудебное разбирательство

Досудебное разбирательство подразумевает под собой претензионный порядок, который является обязательным до передачи дела в суд. Направление претензии в адрес виновного лица запускает процесс досудебного разбирательства.

Срок ответа на претензию может быть указан в договоре страхования. Если таких условий нет, то срок ответа составляет 30 дней с даты получения претензии. Соответственно, если письмо будет заказное, то с момента проставления вашей подписи на уведомлении, если не заказное, то дата на штампе вашего почтового отделения. Следует обратить внимание, что если вы не получите претензию намеренно не ходя на почту, то по возвращению данного письма обратно адресату, обязанность страховщика по соблюдению претензионного порядка будет исполнена.

Как оформить претензию

Претензия должна соответствовать заявленным требованиям для подобного документа. Само содержание претензии должно передавать суть ситуации, содержать факты и нормативные обоснования для предъявления заявленных требований. Также необходимо обязательно оформить и предоставить документы в виде приложения к претензии, это должны быть документы подкрепляющие изложенную позицию. Такими документами могут быть:

  • заключения экспертов;
  • акт осмотра;
  • документ подтверждающий оплату и т.д.

Как оспорить свою вину

Основным критерием предъявления вам требования на возмещения убытков является наличие вашей вины в произошедшем страховом случае. То есть, для того, чтобы не платить возмещения, следует доказать отсутствия вины – оспорив её.

Выстраивать линию доказывания своей невиновности следует отталкиваясь от аргументов представленных страховой, чаще всего в их позиции уже можно найти лазейку для создания своей защиты. В частности, если виновность сторон была паритетная, то и распределение убытков будет происходить поровну.

Как снизить размер ущерба

Если же вина ваша подтверждена, остается только оспаривать сумму возмещений. Для этого обязательно ознакомьтесь с перечнем из которого складывается сумма требований. Будьте внимательны, ведь СК не гнушаются производить некомпетентный расчет, например, дублируя позиции, выделите эти позиции и обратите внимание суда на это.

Также страховая не вправе производить расчет по актуальным ценам за детали и работы, для оспаривания этого момента вам на помощь придут эксперты-оценщики.