Финансы и их функции. Финансы как экономическая категория. Финансовая система: звенья, сферы финансовых отношений Финансовый рынок, его структура и роль

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

(36 лекционных часов)

ЛЕКЦИЯ 1.

В современной практике финансовая политика трактуется двояко:

    в широком смысле - это концепция отношений, системы принципов по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других

    в узком смысле – совокупность действий субъекта по достижению определенных целей.

Относительно второго – это мало отличается от менеджмента, а поэтому представляется достаточно спорным.

Любая политика обусловлена двумя объективными условиями:

    ограниченностью жизненных ценностей

    делением человечества на множество различных субъектов

При этом ограничения касаются не только материальных ресурсов, но и нематериальных (власть, слава, чувства, знания и др.) т.е. их недостаточно для удовлетворения всевозможных потребностей человека.

Из того, что человечество состоит из множества различных субъектов, а не из однородной массы, возникает объективное социальное явление политика как отношение между минимум двумя субъектами относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, духовных, сенсорных, и др. жизненных ценностей, заключающееся в системе принципов защиты и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других.

Прежде чем перейдем непосредственно к рассмотрению финансовой политики государства, необходимо уяснить сущность, функции и роль финансов в системе денежных отношений общества с рыночной экономикой

1. Социально-экономическая сущность финансов.

В современном обществе термин «финансы» используется достаточно широко и довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Однако, относительно происхождения термина «финансы» как экономической категории, существуют различные мнения.

Средневековой латинский термин «finatio» употреблялся в 13-14 вв. в значении «обязательная уплата денег», «денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» - «денежная пеня, пошлина за привилегию». Во Франции в 16 в. это слово использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы».

В историческом аспекте все теоретики едины лишь во мнении, что понятие «финансы» связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений:

    Финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом

    Первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями с одной стороны, и государством, с другой по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Возникнув в 18 в., финансы ощутили на себе влияние быстрой трансформации денег.

На рубеже 20-21 вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов.

Таким образом, можно констатировать, что:

    Становление финансов непосредственно связано с формированием и развитием государства

    Финансы имеют непосредственное отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег

    Особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынка денег, на которых человеком разрабатывается и внедряются особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из реального мира в Интернет.

В конечном счете финансы приобрели достаточно отличительных черт, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.

Такие отношения могут возникнуть:

    По поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них

    Для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество

    В процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).

Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов – хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром – государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Эти взаимосвязи могут быть денежными, когда деньги опосредствуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения.

Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате таких сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.

Таким образом:

Финансы как субъективный стоимостной инструмент – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.

При этом, если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.

Иными словами, финансы представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им (субъектом) его функций, в которых общество нуждается, это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.

Таким образом, сущность финансов достаточно многоаспектная, что выражается и в многогранности функций.

2. Функции финансов. Функциональный механизм финансов.

Существует позитивная теория финансов , которая отвечает на вопрос: как это происходит, и нормативная теория финансов , отвечающая на вопрос: как это должно быть.

Согласно позитивной теории финансы выполняют следующие основные функции:

    Перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого

    Способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующего субъекта.

Можно говорить, что финансы способствуют сохранению только тех общественных институтов, которые поддерживают поступательное движение общества.

Согласно нормативной теории основные функции финансов проявляются в таких функциях как:

    Перераспределительной, меняющей структуру национального дохода

    Регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития

    Контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.

С точки зрения этой теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов.

Нормативная теория финансов предполагает, что если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства для обеспечения возложенных на него функций.

Вопрос: а сколько средств необходимо государству для эффективного функционирования экономики? Какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов и определить «золотую серединку»? и т.д

Эффективность использования финансов государством обеспечивает адекватное развитие общества. Сокращение реальных доходов в стране прямо говорит о неэффективности государства, о несостоятельности финансов, как механизма перераспределения доходов общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. (так называемая теория «провалов», т.е. неэффективности государства или рынка).

Таким образом, субъективные функции (проявляются исключительно в рамках субъективной деятельности людей) – контрольная, регулирующая, стимулирующая.

Объективные функции финансов – распределительная, перераспределительная.

Объективные функции финансов реализуются через функциональный механизм , складывающийся из денежных потоков формирования и использования различных фондов.

Фонды подразделяются по ряду признаков: по процессу обращения, по роли в производстве, по субъектам взаимоотношений и т.д.

Основные группы фондов:

    исходные, базовые (материальное имущество граждан)

    потребительские

    страховые

    инвестиционные

    финансовые

    внеоборотные и оборотные активы

    специального назначения и др.

4. Роль финансов в деятельности общества с рыночной экономикой. Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы представляют собой объект финансов .

Финансовые ресурсы достаточно сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами.

Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы, как доходов, так и расходов.

Субъектами финансовых отношений в современном мире могут выступать:

    граждане

    организации (юридические лица)

    государство

    межгосударственные юридические лица (транснациональные и межнациональные организации)

    объединения государств

    неформальные организации (коллективы)

Исходными, главными и конечными являются отношения физических лиц. Все другие отношения – подчиненные, вспомогательные.

По степени планомерности финансовые отношения могут быть – планомерные, прогнозные (индикативные), хаотичные.

По социальной форме – формальные и неформальные

Объектом финансовых отношений выступает стоимость ВВП, иногда национальные богатства.

  1. Финансовая политика (7)

    Реферат >> Финансы

    Финансовая политика . Москва 2009. Содержание. 1.Введение…………………………………………………………….2 2.Сущность финансовой политики ………………………………....3 3.Виды финансовой политики ……………………………………....5 4.Механизм реализации финансовой политики …………………...6 5.Современная финансовая ...

  2. Финансовая политика (12)

    Реферат >> Финансы

    ... финансовой политики государства: -денежно-кредитная политика ; -налоговая политика ; -бюджетная политика ; -политика в области международных финансов. Содержание финансовой политики ... ход реализации финансовой политики . Реализацию финансовой политики можно...

  3. Финансовая политика (9)

    Реферат >> Финансы

    Органов управления финансовой системы.3 Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, ... нижестоящих органов управления. Типы финансовой

Раздел 2. Финансы

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения был сформулирован К. Марксом. В своем труде «Капитал» К. Маркс дал научное объяснение связи таких экономических показателей как денежная масса, сумма цен на товары и услуги, кредит, взаимных и безналичных платежей, скорости обращения денег. Закон может быть представлен формулой: КД =СЦТ-К-П-ВП/ С

где КД – количество денег, необходимых для обращения;

СЦТ – сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей по обязательствам;

ВП – сумма взаимно погашаемых обязательств;

С – скорость оборота одноименной денежной единицы.

Из закона денежного обращения вытекает основной принцип денежного обращения – ограничение денежной массы потребностями товарооборота. Необходимое экономике количество денег зависит от следующих трех факторов:

Количество проданных на рынке товаров и услуг;

Уровня цен товаров и тарифов;

Скорости обращения денег.

Количество денег в обращении, прежде всего, зависит от количества обращающихся товаров. Чем больше количество обращающихся в стране товаров, тем больше, при прочих равных условиях, требуется денег для обслуживания товарооборота. Целевые ориентиры прироста денежной массы определяются на контрольный срок, например, на год вперед, но могут корректироваться в течение указанного периода. При установлении целевых ориентиров Банк России руководствуется следующими основными показателями: прогнозируемый рост ВНП в реальном выражении; расчетная скорость обращения денег в прогнозируемом периоде; максимально допустимый уровень роста цен.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов.

Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов. Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают валовый внутренний продукт и национальный доход.


Финансы - совокупность общественных отношений, образующихся в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1) государство;

2) хозяйствующие субъекты;

3) население.

Основные признаки государственных финансов:

1) денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);

2) субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.

3) в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

Непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;

В сфере производства и обращения;

Между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);

В финансово-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);

В сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

Производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;

Заемщика и инвестора на финансовом рынке;

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок труда;

3) финансовый рынок.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

1. государственный бюджет;

2. внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Характерными признаками финансов являются:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной и стимулирующей. При этом распределительная и контрольная функции взаимосвязаны и выполняются одновременно.

Распределительная функция финансов . При распределении национального дохода создаются основные, или первичные, доходы, сумма которых равна национальному доходу. Формируясь при распределении национального дохода среди участников материального производства, эти доходы делятся на две группы:

1. заработную плату персонала, занятого в сфере материального производства;

2. доходы предприятий сферы материального производства.

Но поскольку государство имеет и другие сферы и отрасли, где национальный доход не создается, для их развития необходимо выделять денежные средства. Это такие отрасли, как, например, оборонная промышленность, просвещение, здравоохранение, управление, социальное обеспечение и поддержание депрессивных районов. Чтобы обеспечить эти денежные расходы, с помощью финансов государство изымает часть доходов, созданных в сфере материального производства, направляя их в иные сферы. Этим самым осуществляется перераспределение национального дохода при активном участии финансов. В частности, в нашей стране перераспределение национального дохода происходит в интересах структурной перестройки и развития сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства и в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Контрольная функция финансов . Контрольная функция заключается в обеспечении финансового контроля за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам, а также расходованием их по целевому назначению. Контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферу, хотя доходы в ней не создаются. Целью финансового контроля является обеспечение рационального и экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Контрольная функция финансов обеспечивается многогранной деятельностью финансовых органов: работниками финансовой системы, казначейства, налоговой службы, осуществляющими финансовый контроль. Контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным и общественным.

Независимым видом контроля является аудит.

В осуществлении финансового контроля важную роль играют Министерство финансов России и его органы на местах.

Стимулирующая функция финансов . Данная функция финансов позволяет государству с помощью различных финансовых рычагов оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в необходимом обществу направлении. Такими рычагами воздействия на экономические процессы являются:

1. Бюджет, средства из которого выделяются на развитие конкретной отрасли или объекта;

2. Цены и тарифы, которые и в условиях рыночной экономики позволяют государству оказывать влияние на финансовое состояние компаний через государственное вмешательство в механизм ценообразования;

3. Налоги, которые как наиболее мощный финансовый инструмент позволяют при низком уровне стимулировать производство, а при чрезмерно высоком – тормозить его;

4. Экспортно-импортные пошлины, которые за счет низкого, льготного или высокого уровня делают экспортно-импортные операции разновыгодными.

Одновременное воздействие нескольких финансовых рычагов многократно усиливает эффект на развитие производства.

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Финансовые ресурсы предназначены:

1. для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;

2. осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;

3. оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;

4. финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

Централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

Децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.

Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, то есть управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.


Сущность финансов. Финансы - экономическая категория товарного производства. Денежный характер финансовых отношений. Место финансов в системе товарно-денежных отношений. Границы финансов в сфере товарно-денежных отношений. Специфические признаки финансов. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. Определение финансов.
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения. Финансовый и ценовой методы распределения стоимости; их общие черты и отличия. Финансы и заработная плата, их взаимодействие. Общее и особенное в функционировании финансов и кредита в распределительном процессе.
Раздел 1.1.1Сущность финансов
Термин «финансы» происходит от латинского «finis» - конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством (королем, судьями и т.д.) и населением, слово finis означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля или различных государственных органов, получали на руки документ - «fine». От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж.
В XVI веке во Франции возник термин «finance», означающий наличность, доход, платеж. Этот термин использовался для определения совокупности публичных доходов и расходов и постепенно трансформировался в современное понятие финансов.
Длительный процесс развития товарно-денежных отношений радикально изменил содержание явления финансов. Если ранее в этих отношениях главную роль играли монарх, государство как собственники и верховные правители, то во второй половине XX века основными владельцами ценностей, предприятий становятся граждане, а государство в лице органов власти выступает посредником и потребителем перераспределяемых ценностей. Большинство отечественных экономистов социалистического периода XX века справедливо видели суть финансов в распределении и перераспределении денежных фондов, но нерационально связывали их, во-первых, с расширенным воспроизводством, во-вторых, с государством.
Чтобы разобраться в существующем многообразии определений, необходимо четко проследить историю явления финансов.
В условиях ограниченности жизненных ценностей продолжение человеческого рода невозможно без такого общественного процесса, как их перераспределение от трудоспособных к нетрудоспособным. Чем больше человек производит прибавочного продукта, тем больший объем ценностей может быть перераспределен.
Перераспределение бывает непосредственным и опосредованным. Первое осуществляется в рамках одной формы собственности, когда отсутствуют экономические понятия «мое», «твое». Второе происходит через экономические понятия «мое», «твое», это - социально утверждаемый переход ценностей одного экономического субъекта (собственника) к другому, т.е. общественный институт собственности.
Своеобразным катализатором распределительных и перераспределительных отношений выступает развитие и установление всеобщего господства товарно-денежных отношений, превращение всех ценностей (материальных, духовных, социальных, сенсорных и др.) в товары и необходимость их стоимостного выражения в различных рыночных соизмерителях (деньгах, ценных бумагах и т.д.).
В результате мы наблюдаем наличие следующих явлений:
формирование самостоятельных экономических субъектов и собственников ценностей;
повсеместное распределение и перераспределение жизненных ценностей;
обособление и постоянные изменения реальной и фиктивной стоимости материальных благ.
Их взаимодействие порождает объективную систему движения жизненных ценностей от одних субъектов к другим, представляющую собой прообраз, основу финансов.
Как функционирует данная сфера, что представляет собой данное явление? Каким образом происходит формирование и расходование денежных ресурсов? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с денежными фондами, составляют предмет изучения финансов. Объектом служат персонифицированные экономические субъекты: человек, коллектив, государство и другие структуры.
Деньги выполняют различные функции и прежде всего роль мерила полезности товаров, универсального средства обмена и платежа. Они не являются непосредственным источником дополнительных жизненных ценностей, а выступают объективной, не зависимой от сознания людей, специфической формой, стоимостной оболочкой формирования и использования денежных ресурсов конкретных субъектов общества. Органичное взаимодействие этой оболочки, денежных ресурсов и конкретных субъектов образует финансы.
Таким образом, финансы - это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой - субъективным стоимостным инструментом деятельности.
В качестве экономической категории финансы выражают отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов. То есть финансы - это не только деньги, а органическое единство трех элементов: минимум двух субъектов, объекта и непосредственно самих отношений. В отсутствие какого-либо из них финансов как категории и явления нет. Базовой моделью финансов служит схема на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Модель сущности финансов

Субъектами финансовых отношений в современной рыночной экономике могут выступать: 1) граждане (физические лица), 2) семья, 3) организации (юридические лица), 4) государство, 5) межгосударственные юридические лица (транснациональные и межнациональные организации), 6) объединения государств, 7) неформальные организации (коллективы). Все они становятся официальными контрагентами при наличии правовых полномочий, предусмотренными соответствующими законодательствами.
Первые три (1-4) вида образуют внутреннюю систему субъектов финансов каждой страны, последние три (5-7) - международную сферу. Разумеется, реальные отношения значительно шире и разнообразнее. Наряду с правовыми субъектами финансов могут быть и существуют неправовые, так называемые неформальные субъекты (организационные комитеты, клубы, ложи, «тройки», «семерки» и т.д.). Они принимают финансовые решения по формированию и использованию денежных фондов с позиций силы, традиций, обычаев, «джентльменских» соглашений. Особенно много таких субъектов в категории физических лиц. Они формируют неофициальную (теневую) сферу образования и распределения денежных фондов.
Объект финансов представляют финансовые ресурсы. Они охватывают все множество реальных и фиктивных ценностей, имеющих стоимостное выражение. Это, во-первых, деньги (бумажные, электронные и др.), которые сами по себе стоимости не содержат, но способны олицетворять реальные материально-вещественные, духовные и социальные ценности; во-вторых, разнообразные ценные бумаги (акции, облигации, патенты, страховки и др.), отражающие материальные и нематериальные ценности физических лиц, юридических и государственных структур; в-третьих, различные обязательства экономических субъектов. При этом оценка (стоимость) фиктивных ценностей может быть больше, меньше или равна реально существующим ценностям (материальному содержанию национального богатства, ВВП).
Совокупность взаимосвязей между субъектами по поводу изменения объекта составляет сложную многоплановую иерархическую систему (рис. 1.2).
1-я группа. Финансовые отношения граждан охватывают связи между отдельными людьми - индивидами. Сюда входят различные денежные отношения по поводу формирования и использования денежных фондов отдельных лиц внутри круга родственников, знакомых, принимающих активное или пассивное участие в деятельности конкретного человека. Данная сфера финансов опосредует потребление, воспроизводство и развитие человека, а также процесс производства жизненных ценностей на первичном уровне, включающем иногда акты купли-продажи рабочей силы и другие характерные финансовые моменты рыночной экономики.


Рис. 1.2. Система финансовых отношений
С этой сферой органически связаны отношения отдельного человека с семьей, составляющие 2-ю группу.
В 3-ю группу включаются отношения отдельных людей с негосударственными производственными, финансово-кредитными, коммерческими и другими организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Это основная сфера отношений, через которую происходит, с одной стороны, формирование поступлений в виде заработной платы, дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т.д., а с другой - инвестирование средств в исходные фонды (основной капитал и др.) негосударственных организаций. Последний момент имеет чрезвычайно важное значение для понимания роли и места личных финансов. Именно он коренным образом меняет социально-экономическое значение личных финансов, превращая их в базовый функциональный элемент и правовую основу рыночной экономики. Исходной экономической базой предприятий рыночной экономики в условиях частной собственности может быть исключительно индивидуальный финансовый капитал, личное состояние граждан. Нет обезличенной совместной, коллективной собственности, имеется лишь управление совместным имуществом. Любое объединение строится на участии (долевом или полном) индивидуальных владельцев. Отсюда все товарищества и акционерные общества - это в конечном счете частички личных финансов. Соответственно при ликвидации организаций в первую и последнюю очередь удовлетворяются индивидуальные интересы акционеров, пайщиков.
4-я группа отношений отражает потоки денежных фондов между гражданами и государственными юридическими лицами, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой - различных целенаправленных денежных выплат государственных организаций (заработной платы бюджетным работникам, государственных пенсий, социальных пособий и др.).
5-я группа отношений возникает при наличии нескольких собственников (акционеров, пайщиков) организации и выражает отношения между ними по поводу формирования исходных денежных фондов (первоначального капитала) и распределения конечных финансовых результатов. Это начальная и итоговая сфера финансов коллективной предпринимательской деятельности.
6-я группа отношений - это денежные связи граждан с экономическими субъектами (индивидами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также с межгосударственными организациями и объединениями стран в части инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т.д.
7-я группа - отношения негосударственных организаций с другими негосударственными производственными, финансово-кредитными, коммерческими и иными организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Через эту сферу отношений происходит, с одной стороны, формирование дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т.д., а с другой - реализация созданных товаров и услуг. Последний момент имеет важное значение для понимания роли и места финансов организаций. Именно он обеспечивает рыночное признание и денежную метаморфозу вновь созданной стоимости товаров и последующее удовлетворение материальных интересов участников производства - собственников в доходе, а наемных работников - в оплате труда.
8-я группа отношений отражает отношения между негосударственными организациями и государственными юридическими лицами, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой - различных целенаправленных денежных выплат государственных организаций.
9-я группа отношений - это денежные связи негосударственных организаций с экономическими субъектами (индивидами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также межгосударственными организациями и объединениями стран в части купли-продажи рабочей силы, инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т.д.
10-я группа отношений охватывает связи государства с зарубежными экономическими субъектами.
Совокупность данных отношений можно классифицировать не только по субъектам, но и по а) функциональной роли и значению в рыночной экономике (потребителя жизненных ценностей и производителя-потребителя); б) размерам и характеру денежных фондов; в) степени планомерности отношений.
Исходными, главными и конечными являются отношения физических лиц. Их назначение состоит в том, чтобы путем образования и использования денежных фондов обеспечить реализацию потребностей человека, его развитие и воспроизводство. По степени планомерности финансовые отношения бывают плановые, прогнозные (индикативные) и хаотичные. Многое определяется взаимодействием форм собственности.
По социальной форме отношения делятся на формальные и неформальные. К формальным относятся отношения, соответствующие общепризнанным формам (праву) общества. Неформальные отношения - это отношения негласные, неправовые (рэкет, кражи, грабеж, мародерство и др.).
Объектом отношений выступает стоимость ВВП, совокупного продукта, а иногда и национального богатства. Все это делает финансы мощным экономическим инструментом распределения и перераспределения стоимости жизненных ценностей между экономическими субъектами общества с рыночной экономикой.
Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют механизм принятия решений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых

являютсяпроцессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным

условием существования финансов. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования

экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой

совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы, их формирование и использование находят отражение в сводном финансовом балансе РФ. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи

ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты

социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы,

доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных

и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансовая система: звенья, сферы финансовых отношений.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.Звенья финансовой системы.

1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Уровни бюджетной системы:

1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются вдруг друга.

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3. Децентрализованные финансы:

1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;

2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4. Фонды страхования.

Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

Задание 1
Вопрос 1. Финансы – это:
1. экономическая категория;
2. экономическое явление;
3. субъективный инструмент рыночной экономики;
4. денежные средства.
Вопрос 2. Финансы как явление представляют собой:
1. денежные средства;
2. единство объекта и субъекта;
3. единство минимум двух субъектов, объекта и отношений;
4. единство минимум двух субъектов, объекта, отношений и государства.
Вопрос 3. Как экономическая категория финансы выражают:
1. отношения планомерного формирования и использования фондов денежных ресурсов экономических субъектов;



Вопрос 4. Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой:
1. денежные средства экономических субъектов;

3. осознанный механизм формирования и использования денежных фондов;
4. механизм принятия решений по поводу формирования и исполь¬зования денежных фондов.
Вопрос 5. Главный смысл финансов заключается:
1. в обеспечении воспроизводства материальных благ;
2. в перераспределении средств между юридическими лицами;
3. в перераспределении средств от имущих к непроизводящим физи¬ческим субъектам;
4. в обеспечении товарооборота.
Задание 2
Вопрос 1. Финансовая система общества – это:
1. совокупность сфер, выражающих взаимосвязи субъектов по пово¬ду изменения денежного объекта;
2. совокупность денежных средств всех субъектов;
3. конкретная форма реализации государственного бюджета;
4. совокупность бюджетов страны.
Вопрос 2. Какой признак классификации финансов не относится к основным?
1. субъектный;
2. объектный;
3. формальный;
4. социальный.
Вопрос 3. Что не относится к функциям финансовой системы?
1. распределение денежных ресурсов между субъектами общества;
2. контроль движения и использования финансовых ресурсов субъ¬ектов общества;
3. перераспределение денежных ресурсов между субъектами общества;
4. предотвращение убытков субъектов общества.
Вопрос 4. Субъектная финансовая система не включает:
1. финансы граждан;
2. формальные финансы;
3. международные финансы;
4. финансы организаций.
Вопрос 5. Назовите наиболее значительную в количественном отношении сферу финансов:
1. государственные финансы;
2. международные финансы;
3. финансы граждан;
4. финансы организаций.
Задание 3
Вопрос 1. Что такое «политика»?
1. специальная деятельность людей по защите интересов общества;
2. концепция отношений по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других субъектов общества;
3. специальная деятельность государственных органов власти;
4. специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народа.
Вопрос 2. Что не является причиной существования политики?
1. многообразие форм собственности;
2. многообразие потребностей экономических субъектов;
3. ограниченность жизненных ценностей;
4. деление общества на множество экономических субъектов.
Вопрос 3. Расположите по мере расширения следующие виды полити¬ки: финансовую (1), доходную (2), политику финансового регули¬рования (3), социально-экономическую (4).
1. 1, 2, 3, 4;
2. 3, 2, 1, 4;
3. 2, 3, 4, 1; 1
4. 4, 3, 1, 3.
Вопрос 4. Какая из перечисленных политик не относится к основным сферам?
1. индивидуальная;
2. государственная;
3. международная;
4. отраслевая.
Вопрос 5. Неформальная политика – это:
1. политика, осуществляемая гражданами;
2. негласная политика;
3. запрещенная политика;
4. политика, осуществляемая юридическими лицами.
Задание 4
Вопрос 1. Финансовый менеджмент – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управление финансами;

3. научно обоснованная система управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. система взаимодействия финансовых отношений, потоков и фон¬дов денежных средств.
Вопрос 2. Объектами финансового менеджмента не являются:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. категории и финансовые рычаги;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 3. К причинам финансового менеджмента не относится:
1. желание субъекта руководить;
2. наличие экономического субъекта (организации);
3. действие товарно-денежных отношений;
4. многообразие форм собственности.
Вопрос 4. Стратегический финансовый менеджмент осуществляют:
1. первые лица (собственник) организации;

3. контрольные структуры;
4. все члены организации.
Вопрос 5. Тактикой финансового менеджмента занимаются:
1. контрольные структуры;
2. вторые лица (исполнители);
3. первые лица (собственник) организации;
4. все члены организации.
Задание 5
Вопрос 1. Прогнозирование финансов представляет собой:
1. субъективную деятельность людей по созданию прогнозов;
2. механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем, на ту или иную перспективу;
3. научно обоснованную систему управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъек-тов.
Вопрос 2. К методам прогнозирования не относится:
1. экстраполяция;
2. моделирование;
3. программно-целевой;
4. метод экспертных оценок.
Вопрос 3. Планирование – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управ¬ление финансами;
2. совокупность объектов и субъектов управления финансами;
3. научно обоснованная система управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономи-ческих субъектов.
Вопрос 4. К объектам финансового планирования не относятся:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. экономические категории;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 5. Финансовым планированием не занимается:
1. гражданин;
2. дизайнер;
3. министр финансов;
4. предприниматель.
Задание 6
Вопрос 1. Дайте правильное определение финансового контроля:
1. одна из стадий управления финансами;
2. совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, про-верке и анализу движения денежных ресурсов;
3. совокупность действий по проверке деятельности субъектов хозяйствования;
4. форма реализации контрольной функции финансов.
Вопрос 2. Что не относится к основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов?
1. отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии про¬цессов;
2. важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
3. желание развития успеха конкретной деятельности;
4. выявление финансовых нарушений.
Вопрос 3. К публичным финансовым нарушениям не относится:
1. нецелевое использование денежных ресурсов;
2. убыточная деятельность организаций;
3. тайное заимствование средств одних субъектов у других;
4. коррупция.
Вопрос 4. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
1. проверка расходов всех звеньев финансовой системы;
2. соблюдение правил учета и отчетности;
3. недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств;
4. проверка правильности и своевременности поступления доходов.
Вопрос 5. Что не является основным видом финансового контроля?
1. предварительный контроль;
2. комплексный контроль;
3. текущий контроль;
4. заключительный контроль.
Задание 7
Вопрос 1. В реальной экономике финансовый рынок выступает в качестве:
1. экономического явления;
2. экономической категории;
3. стоимостного инструмента;
4. институциональной игры.
Вопрос 2. Финансовый рынок представляет собой:
1. систему купли-продажи денежных (финансовых) инструментов;
2. механизм денежного обращения;
3. систему экономических отношений;
4. механизм рыночного обращения.
Вопрос 3. Финансовый рынок не классифицируется по:
1. объектам;
2. субъектам;
3. форме функционирования;
4. размерам.
Вопрос 4. Что не относится к функциям финансового рынка?
1. мобилизация (аккумуляция) свободных денежных средств;
2. эмиссия финансовых инструментов;
3. распределение свободных финансовых ресурсов;
4. перераспределение финансовых ценностей.
Вопрос 5. Финансовый рынок не включает:
1. рынка кредитов;
2. рынка золота;
3. рынка ценных бумаг;
4. страхового рынка.
Задание 8
Вопрос 1. Экономическая сущность страхования заключается в том, что это:
1. экономические отношения по образованию и распределению де¬нежных фондов;
2. солидарное участие страхователей в формировании денежных средств;
3. отношения по поводу формирования специального страхового фонда и его использования для выплат по страховым событиям;
4. денежные отношения по поводу распределения страховых ресурсов.
Вопрос 2. Страховщик – это субъект, который:
1. участвует в страховых отношениях;
2. занимается страховой деятельностью на основе лицензии;
3. заключает договора страхования;
4. заключает договоры страхования и участвует в создании страховых фондов.
Вопрос 3. Страховой интерес – это:
1. интерес физического и юридического лица к проблемам страхования;
2. определенная договором страхования сумма страховой ответственности;
3. мера материальной заинтересованности в страховании, выраженная в страховой сумме;
4. размер страхового взноса, который уплачивает страхователь страховщику.
Вопрос 4. К государственным внебюджетным фондам социального страхо¬вания не относится:
1. Фонд обязательного медицинского страхования;
2. Федеральный экологический фонд;
3. Пенсионный фонд России;
4. Фонд социального страхования.
Вопрос 5. К характеристикам добровольного страхования относятся:
1. установление тарифов через договор между страховщиком и стра¬хователем;
2. установление страховых тарифов по единой государственной методике.
3. возможность использования доходов для иной коммерческой дея¬тельности;
4. определение правил страхования государственными органами.
Задание 9
Вопрос 1. Кредит – это:
1. экономическое явление;
2. экономическая категория;
3. субъективный стоимостный инструмент хозяйствования;
4. механизм использования денежных ресурсов.
Вопрос 2. Как экономическая категория кредит выражает совокупность отношений:
1. по поводу мобилизации и использования временно свободных денежных средств;
2. по поводу использования заемных средств различными экономи¬ческими субъектами;
3. по поводу изъятия денежных средств у экономических субъектов;
4. связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Вопрос 3. Что представляет собой ссудный фонд?
1. совокупность денежных средств, передаваемых одним экономи¬ческим субъектом другому на безвоз-мездной и безвозвратной основе;
2. совокупность денежных средств, изымаемых одним экономи¬ческим субъектом и направляемых на нужды другого эконо¬мического субъекта;
3. совокупность денежных средств, передаваемых за плату в виде процента во временное пользование на возвратной основе;
4. совокупность временно свободных денежных средств эконо¬мических субъектов.
Вопрос 4. Обязательным объективным элементом кредита не является:
1. кредитор;
2. заемщик;
3. ссуда;
4. принципы кредита.
Вопрос 5. К принципам кредита не относится:
1. обеспеченность;
2. платность;
3. срочность;
4. возвратность.
Задание 10
Вопрос 1. ВБФ – это денежные фонды, обеспечивающие:
1. непрерывность процесса общественного воспроизводства;
2. удовлетворение потребностей граждан;
3. удовлетворение специфических потребностей экономически» субъектов общества;
4. расширение производства.
Вопрос 2. ВБФ выражают отношения:
1. между экономическими субъектами по поводу формирования и использования части продукта обще-ства;
2. между негосударственными юридическими лицами и государст¬вом по поводу формирования и ис-пользования части обществе иного продукта;
3. между субъектами общества по поводу формирования и использования части общественного продук-та;
4. между гражданами и государством по поводу формирования и использования части общественного продукта.
Вопрос 3. ВБФ не классифицируются по:
1. статусу;
2. целевому назначению;
3. стоимости;
4. по времени действия.
Вопрос 4. Государственные ВБФ не бывают:
1. субъектными;
2. федеральными;
3. региональными;
4. местными.
Вопрос 5. ВБФ не бывают:
1. экономическими;
2. политическими;
3. духовными;
4. социальными.
Задание 11
Вопрос 1. Институциональные финансы выступают в качестве:
1. экономической категории;



Вопрос 2. Какие отношения выражают институциональные финансы?
1. отношения планомерного формирования и использования фонда денежных ресурсов экономических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 3. Как субъективный финансовый инструмент институциональные финансы представляют собой:
1. денежный фонд экономических субъектов;
2. план доходов и расходов экономических субъектов;
3. механизм формирования и использования денежного фонда;
4. согласованный процесс функционирования государственного фонда.
Вопрос 4. Назовите основной элемент институциональных финансов:
1. финансовый рынок;
2. государственные предприятия;
3. бюджетная система;
4. бюджет физических экономических субъектов.
Вопрос 5. К методам перераспределения денежных ресурсов не относятся:
1. прямые;
2. косвенные;
3. скрытые;
4. гласные.
Задание 12
Вопрос l. Бюджет следует рассматривать в качестве:
1. экономической категории;
2. экономической категории и субъективного стоимостного инструмента;
3. субъективного финансового инструмента рыночной экономики;
4. субъективного метода экономического хозяйствования.
Вопрос 2. Какие отношения выражает бюджет?
1. отношения по поводу планомерного формирования и использования фонда денежных ресурсов эко-номических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 3. Что не относится к характерным свойствам бюджета?
1. целенаправленность;
2. стихийность;
3. планомерность;
4. научность.
Вопрос 4. Какой итог бюджета представляется наиболее благоприятным?
1. равенство доходов и расходов;
2. превышение доходами расходов;
3. превышение расходами доходов;
4. невыполнение бюджета по доходам и расходам.
Вопрос 5. Государственный бюджет выражает отношения:
1. между государственными органами и экономическими субъектами по поводу формирования и ис-пользования государственных финансовых ресурсов;
2. между экономическими субъектами по поводу использования государственных финансовых ресур-сов;
3. экономических субъектов по поводу формирования и использо¬вания денежных фондов;
4. экономических субъектов по поводу формирования государственных финансовых ресурсов.
Задание 13
Вопрос 1. Под бюджетным устройством понимается:
1. организация и принципы построения бюджетной системы РФ;
2. организация построения бюджетной системы;
3. бюджетный механизм РФ;
4. механизм составления и исполнения бюджета.
Вопрос 2. Что не относится к принципам бюджетного устройства?
1. единство;
2. сбалансированность;
3. самостоятельность;
4. самообеспеченность.
Вопрос 3. К защищенным статьям бюджетов относятся:
1. статьи текущего бюджета;
2. статьи бюджета, подлежащие обязательному выполнению;
3. статьи бюджета, не подлежащие секвестру;
4. статьи расходов бюджета, утверждаемые к обязательному исполнению в законодательном порядке.
Вопрос 4. Что не относится к факторам, обусловливающим единство бюджетов РФ?
1. единство административно-политической системы РФ;
2. единство правовой системы;
3. единство бюджетной классификации и нормативных документов;
4. единство территориально-национальных интересов.
Вопрос 5. Что не выступает элементом антидефицитного механизма?
1. изменение налоговых ставок;
2. механизм секвестра расходов;
3. установление предельных размеров дефицита;
4. порядок покрытия дефицита.
Задание 14
Вопрос 1. Целью функционирования финансов коммерческих организаций является:
1. производство продукции, удовлетворяющей потребности экономических субъектов общества;
2. получение прибыли собственниками организаций;
3. обеспечение денежных ресурсов работников;
4. устранение безработицы.
Вопрос 2. Принципом коммерческого расчета организаций не выступает:
1. рентабельность;
2. конкуренция;
3. независимый финансовый контроль;
4. материальная ответственность и заинтересованность.
Вопрос 3. Что означает принцип экономической самостоятельности коммерческого расчета?
1. организация самостоятельно выбирает источники доходов;
2. организация самостоятельно определяет организационную структуру;
3. организация самостоятельно определяет направления использования средств;
4. организация самостоятельно определяет сферу деятельности.
Вопрос 4. Что не относятся к собственным ресурсам коммерческих ор¬ганизаций?
1. амортизационные отчисления;
2. средства, полученные от дополнительного выпуска акций;
3. средства, полученные от размещения облигаций;
4. кредиторская задолженность.
Вопрос 5. Внеоборотные активы не включают:
1. основные средства;
2. нематериальные активы;
3. долгосрочные финансовые вложения;
4. денежные средства.
Задание 15
Вопрос 1. Финансы физических лиц – это:
1. абстрактное понятие;
2. экономическая категория;
3. явление рыночной экономики;
4. субъективный инструмент хозяйствования.
Вопрос 2. Что представляют собой финансы граждан в качестве эконо¬мической категории?
1. денежные средства населения;
2. отношения между экономическими субъектами по поводу образо¬вания и использования денежных фондов;
3. отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денеж-ных фондов физических лиц;
4. механизм функционирования денежных ресурсов населения.
Вопрос 3. Назначение финансов граждан заключается в:
1. обеспечении развития личности;
2. финансировании воспроизводства человека;
3. финансировании развития и воспроизводства человека;
4. создании личных денежных накоплений.
Вопрос 4. Функциональный механизм финансов граждан складыва¬ется из:
1. использования денежных средств;
2. формирования и использования денежных фондов;
3. формирования, использования и воспроизводства денежных фон¬дов;
4. формирования, использования, воспроизводства и взаимодейст¬вия денежных фондов.
Вопрос 5. Укажите специфический инвестиционный фонд финансов граждан:
1. страховой фонд;
2. основные производственные фонды;
3. фонд рабочей силы;
4. оборотные производственные фонды.
Задание 16
Вопрос 1. Международные финансы – это:

Вопрос 2. Что представляет собой международная финансовая политика?

Вопрос 3. Что такое финансовый актив на мировом рынке?

Вопрос 4. Что не свойственно рыночным